Открытая энциклопедия Дворца

Майоров Юрий Иванович (1947-2011), педагог, рабочий обслуживания здания.

В детстве занимался в школе фанфаристов и барабанщиков. С 1977 года работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской педагогом в школе фанфаристов и барабанщиков. В 1990 года был переведен на должность рабочего обслуживания здания и продолжал заниматься педагогической деятельностью.

Был активным участником всех мероприятий Дворца. Профессионализм, неравнодушие, ответственность, отзывчивость отличали Юрия Ивановича.

Майоров Ю.И. награжден Почетными грамотами Управления по делам образования города Челябинска.

 

«Юра Майоров пришел во Дворец пионеров в конце пятидесятых годов одиннадцатилетним мальчишкой, записался в кружок барабанщиков-фанфаристов. Занимался и в других кружках, но «барабанщицкий» не бросал. Ни один праздник, ни одна линейка во Дворце не обходились без него. А летом в каникулы юные барабанщики были нарасхват в пионерских лагерях. Став постарше, Юра Майоров сел за ударную установку, играя на танцевальных вечерах. Мальчишка все свободное время пропадал во Дворце, его любили здесь за улыбчивость, доброжелательность, готовность всем помочь. И на службу в армию юного барабанщика провожали под барабанную дробь. С барабаном он не расставался и в армейские будни. А после службы потянула романтика дальних дорог: закончив мореходные курсы в Ленинграде, он два года проплавал на международном пассажирском судне. И там не расставался с ударными. Но как признается, все это время его тянуло к родному берегу в Челябинск. В 1975 вернулся в свой Дворец пионеров, стал руководителем кружка барабанщиков-фанфаристов. По большим праздникам выводил на площадь Революции по сто барабанщиков и двадцать фанфаристов одновременно. Об этом его коллеги до сих пор вспоминают с восторгом.

Была у него еще одна попытка расстаться с детством навсегда: пошел работать водителем троллейбуса, появилась семья. Выдержал два года. Однажды на его троллейбусе случилась поломка прямо на остановке Алое поле. Ремонтную машину необходимо было подождать.  И он, пользуясь случаем, отправился в свой Дворец: вспомнил, что там как раз начинается педсовет. Его заметили бывшие коллеги и как только позвали назад, бросил и престижную денежную по тем временам работу, вернулся к своим юным барабанщикам, к своему любимому делу, в важности которого не сомневался никогда.
Он был богаче многих, он жил во Дворце. Жил, а не просто работал, более полувека».

Людмила Вишня

Информационное агентство URALPRESS.RU

Last modified on Thursday, 07 February 2019 09:59
Friday, 10 June 2016 14:16

Стрельба из лука

«Стрельба из лука», спортивное объединение.

Коллектив создан в 1982 году педагогом Севастьяновой Людмилой Георгиевной.

На протяжении многих лет в коллективе были традиционны выезды в летний лагерь.

В период с 1993 по 2004 год стрельба из лука была заменена на дартс. Ребята выступали на соревнованиях различных уровней – от городского до международного и становились чемпионами и призёрами, как в личном, так и в командном первенствах.

Шестеро воспитанников (Бубнов Алексей, Колющенко Алексей, Синицин Максим, Симоненко Ольга, Макушин Михаил, Окружной Евгений), стали мастерами спорта по дартсу, многие  ребята выполнили нормативы КМС. Макушин Михаил  участвовал в Чемпионате Мира по дартс в Хорватии в 2006 году.

С 2004 году возобновились учебно-тренировочные занятия по стрельбе из лука.  Программный материал объединён в целостную систему многолетней спортивной подготовки: 5 лет и более. В процессе обучения воспитанники выполняют контрольные нормативы по общей и специальной подготовке, овладевают знаниями теории лучного спорта, выступают в соревнованиях различного уровня, сдают разрядные нормативы.

Воспитанники коллектива неоднократно становились победителями на Всероссийских соревнованиях и Чемпионатах Уральского Федерального округа. Начиная с 2005 года, ребята ежегодно выступают в составе сборной команды области на всех Спартакиадах учащихся и молодёжи России, а также на первенствах и Чемпионатах России по стрельбе из лука. Среди значимых достижений воспитанников спортивного объединения: призовые места в личном и командном первенстве в Чемпионате Челябинской области, во Всероссийских соревнованиях «Малахитовые стрелы» по стрельбе из лука, Первенстве России по стрельбе из лука.

Выпускники коллектива, как правило, имеют высокие спортивные достижения, большой опыт в организации и проведении соревнований, работают инструкторами и судьями на состязаниях по стрельбе из лука.

 

Из воспоминаний Севастьяновой Людмилы Георгиевны (2015 год):

«В 80-е  годы воспитанникам приходилось  все делать самим: собирать  щиты,  клеить перья на стрелы, плести тетиву и многое другое, так как данный вид спорта очень техничный. Ребята могли целыми  часами сидеть в тире и готовить себе инвентарь к следующей тренировке.

Ежегодно, с конца мая, начинали подготовку к летнему  палаточному  лагерю. В лагерь выезжали всем коллективом совместно с другими коллективами Дворца: изостудией (педагоги И.И.Архипцев, С.М.Удалов), фотостудией «Луч» (педагог Н.О.Сурина), клубом геологов (педагог Колесниченко), и конечно, весь спортивный отдел: воспитанники коллективов художественной гимнастики, спортивной  гимнастики, спортивного ориентирования  и юные борцы.

Детей в лагере было 100-120 человек. Два раза в день проводили тренировки.  Всё лежало на плечах педагогов и детей. Сначала выезжали руководители коллективов со старшими воспитанниками, строили лагерь, делали настилы под палатки, строили баню, кухню  с каменной печью, хозяйственную палатку, столовую для детей.  И так 17 лет подряд  с 27 мая по 27 августа. Каждый год традицию поддерживал директор Дворца Юрий Петрович Кропотов  и главный бухгалтер А.К.Бондарчук.

Жили в лагере очень дружно. Иногда, в непогоду, приезжали родители, чтобы забрать детей, но никто никогда не уезжал…»  

 

Воля, как тетива

«О них говорят: «Удивительно, совсем девчушки и мальчишки, а какое самообладание, уверенность в себе, гармония собранности и непринужденности!» Кто они – эти ребята, постоянно занимающиеся отработкой элементов техники стрельбы, выпускающие сотни стрел за одну тренировку? Мало кто знает: для того, чтобы выпустить стрелу, надо удержать на вытянутой руке лук весом 2-2.5 килограмма и натянуть тетиву с силой в 16-20 килограммов. Но прежде, чем стрелять, необходимо поработать в мастерской, никто за юного спортсмена  инвентарь не подготовит, не настроит, ибо законы и традиции этого вида спорта строги. В любую погоду один на один с мишенью. Среди ребят была и есть твердая уверенность, что в своем кружке они тренируют не только силу мышц и стойкость духа, но и получают необходимые навыки и умения. Они усвоили, что по-настоящему спортивный успех, и не только спортивный, слагается по классической формуле: победа – это 5 процентов таланта и 95 процентов самой работы. Девиз кружковцев: «Где воля напрягается, как тетива, там муравей одолевает льва».

Для меня одинаков успех: как выполненный норматив кандидата в мастера спорта, так и выпрямленная осанка девочки-подростка.

Стрельба из лука в нашем Дворце стала развиваться с 1982 года, и мы с благодарностью вспоминаем бывшего руководителя оборонно-спортивного отдела В.И. Ющенко, который помог создать условия для развития этого вида спорта, почувствовал в нем перспективу.

Нам редкостно повезло. Мы можем с ребятами заниматься любимым видом спорта».

Л.Г.Севастьянова, руководитель кружка стрельбы из лука

Паруса надежды: Челяб. Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. – Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1990.

 

 

 

 

 

Летопись летнего лагеря

Last modified on Thursday, 07 February 2019 14:40

Гроссман Галина Васильевна, педагог.

Окончила училище культуры г. Свердловска, Ленинградский государственный институт культуры  (1974 г., режиссерское отделение).  Работала во Дворце культуры ЧМЗ. Во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской начала работать  педагогом по актерскому мастерству в коллективе «Товарищ». В 1978 году организовала театральный коллектив «Радуга» и руководила им до 1991 года.

Для многих воспитанников Галины Васильевны занятия в театральном коллективе «Радуга» предопределили выбор будущей профессии, жизненного пути. Выпускники коллектива, окончив профильные ВУЗы страны, стали актерами, режиссерами, художниками. Среди них: Олег Мешковой, Игорь Стаценко, Игорь Красников, Герман Акимов, Нина Притуловская, Ренат Загидулин, Михаил Магарилло, Евгений Соломатин,  Андрей Гаврилюк, Ирина и Светлана Белецкие, Жанна Турина, Юлия Брехова, Лев Харламов, Олег Кольцов, Сергей Казаков и др.

Г.В. Гроссман награждена Почетными грамотами Главного управления народного образования г.Челябинска за большую творческую работу по воспитанию у учащихся любви к театральному искусству.

С 1991 года Галина Васильевна проживает в Израиле.

 

Цветы - в награду

«Мы едем в Свердловск на смотр детских театральных коллективов Урала и Сибири. Юных актеров не узнать — собраны, ответственны, с затаенным чувством счастья. Собираются почти без вмешательства руководителя. Аккуратно складывают, связывают, упаковывают декорацию, бутафорию, костюмы. Слышно, как ребята договариваются, кто что понесет, кто к кому пойдет заночевать, чтоб не опоздать к первому рейсу автобуса (они живут в разных районах города), кому сколько дали денег на личные расходы. Ну а девочек волновал извечный вопрос, что с собой брать из нарядов. Счастливцы, у них на душе легко и празднично! «Эх, мне бы ваши заботы!» — думаю я. Не вовремя заболел Леша — тяжелая форма гриппа. А мальчик все массовые сцены вел. Фонограмма не полная, переписать не хватило времени — последние две недели и я не выходила из дома, тоже разболелась. Декорацию так и не успели сделать, придумали выход - веревки, но не совсем использовали их, не хватило времени. А ведь это — смотр. Конечно, проще отказаться было бы от поездки, но ведь столько проблем помогла решить эта пьеса Голдинга «Повелитель мух» в инсценировке Вишневского. Да здравствует прекрасная драматургия! Только она великий движитель всего живого в театре. Особенно в театре детей.

Как расшевелить девчонок и мальчишек, особенно мальчишек? Как сделать, чтоб они оставались во все времена рыцарями, героями, мыслителями? Чтобы сплошь — достоинства, а девочки — при них, а не наоборот. Чтобы гордиться ими и надеяться, любить и ждать.

А что же на самом деле? Приходят заниматься — в театр! — ленивые, расхлябанные, пустые. О чем ни начни говорить — молчание или вульгарщина, бестактность и ограниченность. Но ведь пришли в театр, надо попробовать как-то понравиться, ведь второй раз не придут.

Возраст у всех самый вредный — подростки. И пришла идея: если взять пьесу острую по проблеме, принципиальную, чтобы возникло желание понять своего героя, попробовать внутренне подтянуться до него?!

Так появился спектакль.

За все 12 лет моей работы с детьми во Дворце не было так тяжело, не возникало такой беспомощности, как в это время. Только пять актеров-мальчиков, остальные восемь — девочки! Вот и ставь с ними философскую притчу. Но выбор сделан. Работа началась. Постепенно сложился коллектив, появилась дисциплина, понимание ответственности, репетиции стали увлеченнее. Ну а когда спортивный тренер стал заниматься с ними «у-шу», а постановщик — танцами, ребята поверили в себя, включили свой мозговой центр, распахнули души — и... появился театр. И пусть в нем еще не все было ярким и точным, но все старались.

И если вспомнить этот смотр в Свердловске, то он больше был нужен не мне, а нашим актерам. Они с жадностью смотрели работы приехавших коллективов, сравнивали со своей. И пусть не получили призового места, но к ним подходили актеры-зрители, руководители студий и говорили добрые слова. Говорили, что они самые интересные.

Сейчас спектакль все еще в работе, уточняются сцены, идет поиск глубины, взаимодействия героев. Но уже все иначе. Как в театре.

И когда опоздавший входит во время занятий и застывает у двери, ожидая конца этюда, сцены, а не здоровается  громко, как бывало прежде, а после сцены от души пожимает каждому руку, думаешь: «Ой, какой умница, как тактичен и уважителен к друзьям! Это все театр, его сила».

Иногда размышляю, а может быть, виной всему традиция? Очень уж счастливо складывалась судьба нашего театра «Радуга» — только что открылся новый театральный корпус, ребята, создавшие театр, были удивительно способные и все необыкновенно симпатичные. У меня даже возникало чувство неполноценности во время занятий — они не всегда давали мне делать то, что я хотела, все время что-то предлагали свое. И сейчас очень жалею, что не записывала их идеи — импровизацию всего, что они предлагали. Вся работа — это вовсе не работа, а какое-то счастливое мгновение. Они буквально обрушивали на меня свою искрометную фантазию и творческую индивидуальность: играли на гитаре (младшие тут же пристраивались и учились), пели, танцевали (скорее импровизировали), постоянно вели обсуждение просмотренных спектаклей, фильмов, книг, стихов.

Вот тогда я им предложила взять в работу пьесу «Три мушкетера». Радости не было границ. Но где взять пьесу? Мы писали в литературную часть многих театров, даже попали в очень несимпатичную ситуацию — написали в Ленинград, в институт музыки и кино, на имя автора инсценировки — и получили ответ о его кончине. Но вот из Свердловского ТЮЗа ответили, что готовы помочь нам. А вскоре получили и пьесу. И благодаря усилиям очень хороших, талантливых людей - композитора Виктора Бородина, руководителя сценического движения Валентины Стеценко и художника Сергея Удалова, а также благодаря стараниям наших юных актеров — спектакль получился удивительным. Очень музыкальным, романтичным, искренним.

Самое приятное то, что мы все любим друг друга, и любовь эта сохраняется многие годы. Сейчас многие из наших ребят профессиональные актеры и режиссеры. Олег Мешковой окончил ГИТИС, теперь режиссер, Игорь Стаценко — студию МХАТ, актер; Игорь Красников — ГИТИС, актер; Нина Притуловская — актриса, Ренат Загидулин заканчивает актерский факультет Ярославского театрального института, Миша Магарилло — режиссерский факультет Ленинградского театрального института. Женя Соломатин учится в Будапештском университете, но и там занимается актерской деятельностью. И, уже сохраняя традицию, ребята из других групп стали профессиональными актерами, художниками: например, Андрей Гаврилюк, Ира и Света Белецкие, Жанна Турина, Юля Брехова, Лева Харламов. Одни уже заканчивают учебные заведения, другие вступают на этот путь.

И еще одна традиция. Приезжая на каникулы, наши воспитанники-студенты приходят к нам, проводят занятия, рассказывают студийцам о том, что они уже познали, что для себя открыли, что интересного увидели. Это необыкновенное влияние, живое и непосредственное. Как доверчивы юные, как значительны «старики»! Вот и возникла взаимо- заинтересованность. И уже очень надолго. Нам не все равно, как поставит дипломный спектакль начинающий режиссер, как сложится творческая судьба того или иного актера, какие проблемы у студентов. Ребята общаются, ездят друг к другу: из Ленинграда в Ярославль, из Горького в Москву, из Свердловска в Ленинград и т. д.

А с каким волнением рассказывают студийцы о своей традиции — «Посвящение в актеры». Готовят и проводят этот серьезный праздник-экзамен выпускники. Они приходят к нам в начале февраля. Встречаем их, хорошо подготовившись. Это либо спектакль, о котором они слышали, но еще не видели, либо импровизированный концерт-каламбур, либо мини-спектакль, в котором студенты — главное действующее лицо, а студийцы разыгрывают ситуации, предлагаемые обстоятельства. Ну а в конце вечера — сладкий стол. Девочки показывают свое кулинарное искусство, мальчики ответственны за самовар и сервиз.

Затем идет та самая серьезная часть, где при свечах, афишах, «святой воде» проходят испытания актерских способностей и профессионального умения юных актеров. Например, дается задание: «Миша, ты на высокой горе, умираешь от страха, позови на помощь кого-нибудь!». Миша начинает прыгать. «Не слышат тебя!» Начинает раздеваться и, сделав приспособление из рубашки, машет ею, оставшись без голоса, шепчет. И вдруг — «Перед тобой прекрасная девушка, а ты в таком виде». Миша тут же приводит себя в порядок и начинает читать сонет Шекспира: «Я ненавижу, вот слова, что с милых уст на днях ее сорвались в гневе, но едва она приметила мой страх...». Испытания продолжаются.

А потом ведущие предлагают хором произнести слова - клятву: «Клянусь не предавать друзей, клянусь помнить и любить наш коллектив, гордиться, что был связан с театром...» и т. д.

Еще одна традиция. После премьеры спектакля все участники его пишут на афише пожелания друг другу. Равнодушных и незаинтересованных нет. Всем безумно хочется, чтобы им написала что-нибудь я. И если случайно собьюсь со счета и пропущу кого-нибудь — обида смертельная: «А мне вы ничего не хотите сказать?»

За 12 лет премьер было уже достаточно. Самый первый новогодний спектакль на сцене нового театрального корпуса — сказка. Затем — «Алиса в стране чудес» А. Кэролл, «Спроси когда-нибудь у трав» М. Стельмаха, «12 месяцев» Е. Шварца, «Мастер Левша» Р. Каца, «Винни-Пух» Мильн, «Русалочка» Л. Разумовской, «По секрету всем свету» Е. Шульжика, «Лети, все горе, прочь» А. Кузнецова и И. Туманян... Это далеко не полный перечень наших работ.

Как за это время выросли ребята, как тонко и точно понимают они каждую новую роль! От души радуюсь тому, что Гера, исполнитель заглавной роли в спектакле — Джека — что называется «на глазах у изумленной публики» из бесформенного лентяя, любителя выпить и подраться,  да еще склонного к приключениям, находящегося в сложных отношениях с мамой и родственникам, не желающего учиться и что-либо познавать полезное, превращается в честного, крепкого подростка, с таким трудолюбием и преданностью, что тихонько стучу по дереву — только бы хватило его! А его не только хватило, он еще создал такой глубокий и острый характер своего героя, проявил такой изумительный темперамент и обаяние, что стал лидером среди всех. А у меня сердце сжимается от любви к этому «новому» мальчику, и уже мечтаю поставить другой спектакль с его участием.

Наша творческая жизнь не замыкается театральной сценой. Каждый год во время каникул мы совершаем туристские поездки. Где мы только не были! Ездили и в Одессу, и в Ригу, и в Иваново, и в Кишинев. Считаю, путешествия эти очень нужны ребятам. Они расширяют свой кругозор, узнают то, о чем никогда не прочтут, ощущают жизнь и историю нашей страны непосредственно. И самое главное - ни в каких других условиях не проявляют себя так искренне. Именно поездки сплачивают коллектив, дают возможность лучше понять и раскрыть друг друга. Придя в школу, в своих сочинениях о летних каникулах ребята делятся впечатлениями о путешествии и выступлениях нашего театра.

С удовольствием вспоминаю вечера, которые студийцы готовят самостоятельно, исключительно по собственной инициативе. Вот уж где проявляются разносторонние способности. Оказывается, Денис — прекрасный поэт и эрудит. Жанна владеет способностью к перевоплощению и обладает незаурядной музыкальностью. Как она потрясла нас исполнением песенки в образе итальянской певицы Карры. Дома проделала огромную подготовительную работу, принесла с собой туфли на каблуках, темные очки, длинное черное пальто. А ее прическа, ее манеры! Все аплодировали Жанне стоя. За труд, за любовь, за доставленное удовольствие... Прошли годы, а я вспоминаю ее работу на наблюдательность очень часто. Всегда она показывала что-то очень знакомое, но так подметить детали мог только ее «глаз». Сейчас Жанна учится в театральном институте. Я уверена, она станет превосходной актрисой.

А однажды на вечере, посвященном 8 Марта, наши мальчики организовали аукцион, на котором устроили распродажу самих себя. «Продается маэстро, 16 лет от роду, истинный Дон-Жуан, натура романтическая. Начальная цена — 2000 рублей. Кто больше?» Все кричат, предлагают сумму. В итоге он достается какой-либо девочке. А мне тогда подарили вполне милого мальчика — Мишу Магарилло. Ведущий взял его на руки, а у всех остальных были цветы. Они протянули мне Мишу и живые весенние цветы. Прекрасно!

Интересно проходят у нас вечера поэзии. «Звончей звонка звенит капель», «Час Шекспира», «Мой Пушкин», «Вечер романса» — такие придумывали им названия. Я заметила, ничто так не преображает ребят, как прикосновение к миру поэтического слова. Особенно сильно воздействует поэзия Лопе де Вега, Гарсиа Лорки, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина... Вначале, когда только знакомятся с произношением, им кажется, что достаточно выучить стихи,— и все готово. А на самом деле работа начинается с их знакомства с автором, важна твоя позиция, а уж потом отработка таких элементов, как образное видение, подтекст и т. п. То есть, начиная работу с пассивного (как в школе), ребята приходят к сознательной кропотливой работе, которая в конечном итоге и составляет удовлетворение, радость приобщения к творчеству. На такие камерные концерты обычно приглашаем самых близких: родителей, друзей, коллег. Последняя работа в этом жанре была посвящена романсу, проводили вечер с вокальной группой ансамбля песни и танца. Девочки с волнением исполняли романсы, а чтецы дополняли эту красивую, высокую музыку. Получился настоящий союз музыки и слова. Такой союз у нас есть и с танцевальным ансамблем. Мы играем новогодние спектакли с разными группами. Ребята этих коллективов крепко дружат, много времени проводят вместе.

Быть актером хорошим сложно. Это как популярная песня. Если ее полюбили, она долго будет звучать и доставлять радость, но путь к этой популярности ох как тернист. Это и талант, и огромный труд, и счастливая случайность, и везенье... А в итоге получается то, ради чего живешь».

Г.В. Гроссман, руководитель театрального коллектива «Радуга»

 

Паруса надежды: Челяб. Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. – Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1990.

 

 

Материалы для Энциклопедии предоставлены Галиной Васильевной Гроссман.

Last modified on Wednesday, 06 February 2019 16:02
Tuesday, 17 May 2016 10:54

Радуга

«Радуга», театральный коллектив.

Создан Галиной Васильевной Гроссман в 1978 году. В коллективе занимались учащиеся 4-10 классов. Ребята осваивали актерское мастерство, сценическое движение, занимались танцами.

Традиционными были различные вечера (поэтические, праздничные), встречи с выпускниками. Ребята самостоятельно организовывали и проводили различные праздники в коллективе, приглашая на них друзей, родителей.

Во время каникул ребята с педагогом Галиной Васильевной путешествовали по городам страны (Ленинград, Рига, Одесса, Иваново, Кишинев, Сочи и др.).

Совместно с музыкальными коллективами Дворца ставились спектакли, в том числе и новогодние. Театральный коллектив «Радуга» являлся участником и призером фестивалей и конкурсов  различных уровней, работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской до 1991 года.

 

Педагоги коллектива:

Гроссман Галина Васильевна
Стеценко Валентина Михайловна

 

Репертуар коллектива:

- «Три мушкетера» (М. Рехельс)
- «Вини Пух» (Мильн)
- «Алиса в стране чудес» (А. Кэрролл)
-  «Спроси когда-нибудь у трав» (М. Стельмах)
- «12 месяцев» (Е. Шварц)
- «Мастер Левша» (Р. Кац)
- «Русалочка» (Л. Разумовская)
-  «По секрету всем свету» (Е. Шульжик)
- «Лети, все горе, прочь» (А. Кузнецов и И. Туманян)
- «Далекая планета» (Г. Кац)
-  «Повелитель мух» (Голдин)

 

Материалы для Энциклопедии предоставлены Галиной Васильевной Гроссман.

Last modified on Thursday, 07 February 2019 13:41

Гроссман Галина Васильевна, педагог.

Окончила училище культуры г. Свердловска, Ленинградский государственный институт культуры  (1974 г., режиссерское отделение).  Работала во Дворце культуры ЧМЗ. Во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской начала работать  педагогом по актерскому мастерству в коллективе «Товарищ». В 1978 году организовала театральный коллектив «Радуга» и руководила им до 1991 года.

Для многих воспитанников Галины Васильевны занятия в театральном коллективе «Радуга» предопределили выбор будущей профессии, жизненного пути. Выпускники коллектива, окончив профильные ВУЗы страны, стали актерами, режиссерами, художниками. Среди них: Олег Мешковой, Игорь Стаценко, Игорь Красников, Герман Акимов, Нина Притуловская, Ренат Загидулин, Михаил Магарилло, Евгений Соломатин,  Андрей Гаврилюк, Ирина и Светлана Белецкие, Жанна Турина, Юлия Брехова, Лев Харламов, Олег Кольцов, Сергей Казаков и др.

Г.В. Гроссман награждена Почетными грамотами Главного управления народного образования г.Челябинска за большую творческую работу по воспитанию у учащихся любви к театральному искусству.

С 1991 года Галина Васильевна проживает в Израиле.

 

Цветы - в награду

«Мы едем в Свердловск на смотр детских театральных коллективов Урала и Сибири. Юных актеров не узнать — собраны, ответственны, с затаенным чувством счастья. Собираются почти без вмешательства руководителя. Аккуратно складывают, связывают, упаковывают декорацию, бутафорию, костюмы. Слышно, как ребята договариваются, кто что понесет, кто к кому пойдет заночевать, чтоб не опоздать к первому рейсу автобуса (они живут в разных районах города), кому сколько дали денег на личные расходы. Ну а девочек волновал извечный вопрос, что с собой брать из нарядов. Счастливцы, у них на душе легко и празднично! «Эх, мне бы ваши заботы!» — думаю я. Не вовремя заболел Леша — тяжелая форма гриппа. А мальчик все массовые сцены вел. Фонограмма не полная, переписать не хватило времени — последние две недели и я не выходила из дома, тоже разболелась. Декорацию так и не успели сделать, придумали выход - веревки, но не совсем использовали их, не хватило времени. А ведь это — смотр. Конечно, проще отказаться было бы от поездки, но ведь столько проблем помогла решить эта пьеса Голдинга «Повелитель мух» в инсценировке Вишневского. Да здравствует прекрасная драматургия! Только она великий движитель всего живого в театре. Особенно в театре детей.

Как расшевелить девчонок и мальчишек, особенно мальчишек? Как сделать, чтоб они оставались во все времена рыцарями, героями, мыслителями? Чтобы сплошь — достоинства, а девочки — при них, а не наоборот. Чтобы гордиться ими и надеяться, любить и ждать.

А что же на самом деле? Приходят заниматься — в театр! — ленивые, расхлябанные, пустые. О чем ни начни говорить — молчание или вульгарщина, бестактность и ограниченность. Но ведь пришли в театр, надо попробовать как-то понравиться, ведь второй раз не придут.

Возраст у всех самый вредный — подростки. И пришла идея: если взять пьесу острую по проблеме, принципиальную, чтобы возникло желание понять своего героя, попробовать внутренне подтянуться до него?!

Так появился спектакль.

За все 12 лет моей работы с детьми во Дворце не было так тяжело, не возникало такой беспомощности, как в это время. Только пять актеров-мальчиков, остальные восемь — девочки! Вот и ставь с ними философскую притчу. Но выбор сделан. Работа началась. Постепенно сложился коллектив, появилась дисциплина, понимание ответственности, репетиции стали увлеченнее. Ну а когда спортивный тренер стал заниматься с ними «у-шу», а постановщик — танцами, ребята поверили в себя, включили свой мозговой центр, распахнули души — и... появился театр. И пусть в нем еще не все было ярким и точным, но все старались.

И если вспомнить этот смотр в Свердловске, то он больше был нужен не мне, а нашим актерам. Они с жадностью смотрели работы приехавших коллективов, сравнивали со своей. И пусть не получили призового места, но к ним подходили актеры-зрители, руководители студий и говорили добрые слова. Говорили, что они самые интересные.

Сейчас спектакль все еще в работе, уточняются сцены, идет поиск глубины, взаимодействия героев. Но уже все иначе. Как в театре.

И когда опоздавший входит во время занятий и застывает у двери, ожидая конца этюда, сцены, а не здоровается  громко, как бывало прежде, а после сцены от души пожимает каждому руку, думаешь: «Ой, какой умница, как тактичен и уважителен к друзьям! Это все театр, его сила».

Иногда размышляю, а может быть, виной всему традиция? Очень уж счастливо складывалась судьба нашего театра «Радуга» — только что открылся новый театральный корпус, ребята, создавшие театр, были удивительно способные и все необыкновенно симпатичные. У меня даже возникало чувство неполноценности во время занятий — они не всегда давали мне делать то, что я хотела, все время что-то предлагали свое. И сейчас очень жалею, что не записывала их идеи — импровизацию всего, что они предлагали. Вся работа — это вовсе не работа, а какое-то счастливое мгновение. Они буквально обрушивали на меня свою искрометную фантазию и творческую индивидуальность: играли на гитаре (младшие тут же пристраивались и учились), пели, танцевали (скорее импровизировали), постоянно вели обсуждение просмотренных спектаклей, фильмов, книг, стихов.

Вот тогда я им предложила взять в работу пьесу «Три мушкетера». Радости не было границ. Но где взять пьесу? Мы писали в литературную часть многих театров, даже попали в очень несимпатичную ситуацию — написали в Ленинград, в институт музыки и кино, на имя автора инсценировки — и получили ответ о его кончине. Но вот из Свердловского ТЮЗа ответили, что готовы помочь нам. А вскоре получили и пьесу. И благодаря усилиям очень хороших, талантливых людей - композитора Виктора Бородина, руководителя сценического движения Валентины Стеценко и художника Сергея Удалова, а также благодаря стараниям наших юных актеров — спектакль получился удивительным. Очень музыкальным, романтичным, искренним.

Самое приятное то, что мы все любим друг друга, и любовь эта сохраняется многие годы. Сейчас многие из наших ребят профессиональные актеры и режиссеры. Олег Мешковой окончил ГИТИС, теперь режиссер, Игорь Стаценко — студию МХАТ, актер; Игорь Красников — ГИТИС, актер; Нина Притуловская — актриса, Ренат Загидулин заканчивает актерский факультет Ярославского театрального института, Миша Магарилло — режиссерский факультет Ленинградского театрального института. Женя Соломатин учится в Будапештском университете, но и там занимается актерской деятельностью. И, уже сохраняя традицию, ребята из других групп стали профессиональными актерами, художниками: например, Андрей Гаврилюк, Ира и Света Белецкие, Жанна Турина, Юля Брехова, Лева Харламов. Одни уже заканчивают учебные заведения, другие вступают на этот путь.

И еще одна традиция. Приезжая на каникулы, наши воспитанники-студенты приходят к нам, проводят занятия, рассказывают студийцам о том, что они уже познали, что для себя открыли, что интересного увидели. Это необыкновенное влияние, живое и непосредственное. Как доверчивы юные, как значительны «старики»! Вот и возникла взаимо- заинтересованность. И уже очень надолго. Нам не все равно, как поставит дипломный спектакль начинающий режиссер, как сложится творческая судьба того или иного актера, какие проблемы у студентов. Ребята общаются, ездят друг к другу: из Ленинграда в Ярославль, из Горького в Москву, из Свердловска в Ленинград и т. д.

А с каким волнением рассказывают студийцы о своей традиции — «Посвящение в актеры». Готовят и проводят этот серьезный праздник-экзамен выпускники. Они приходят к нам в начале февраля. Встречаем их, хорошо подготовившись. Это либо спектакль, о котором они слышали, но еще не видели, либо импровизированный концерт-каламбур, либо мини-спектакль, в котором студенты — главное действующее лицо, а студийцы разыгрывают ситуации, предлагаемые обстоятельства. Ну а в конце вечера — сладкий стол. Девочки показывают свое кулинарное искусство, мальчики ответственны за самовар и сервиз.

Затем идет та самая серьезная часть, где при свечах, афишах, «святой воде» проходят испытания актерских способностей и профессионального умения юных актеров. Например, дается задание: «Миша, ты на высокой горе, умираешь от страха, позови на помощь кого-нибудь!». Миша начинает прыгать. «Не слышат тебя!» Начинает раздеваться и, сделав приспособление из рубашки, машет ею, оставшись без голоса, шепчет. И вдруг — «Перед тобой прекрасная девушка, а ты в таком виде». Миша тут же приводит себя в порядок и начинает читать сонет Шекспира: «Я ненавижу, вот слова, что с милых уст на днях ее сорвались в гневе, но едва она приметила мой страх...». Испытания продолжаются.

А потом ведущие предлагают хором произнести слова - клятву: «Клянусь не предавать друзей, клянусь помнить и любить наш коллектив, гордиться, что был связан с театром...» и т. д.

Еще одна традиция. После премьеры спектакля все участники его пишут на афише пожелания друг другу. Равнодушных и незаинтересованных нет. Всем безумно хочется, чтобы им написала что-нибудь я. И если случайно собьюсь со счета и пропущу кого-нибудь — обида смертельная: «А мне вы ничего не хотите сказать?»

За 12 лет премьер было уже достаточно. Самый первый новогодний спектакль на сцене нового театрального корпуса — сказка. Затем — «Алиса в стране чудес» А. Кэролл, «Спроси когда-нибудь у трав» М. Стельмаха, «12 месяцев» Е. Шварца, «Мастер Левша» Р. Каца, «Винни-Пух» Мильн, «Русалочка» Л. Разумовской, «По секрету всем свету» Е. Шульжика, «Лети, все горе, прочь» А. Кузнецова и И. Туманян... Это далеко не полный перечень наших работ.

Как за это время выросли ребята, как тонко и точно понимают они каждую новую роль! От души радуюсь тому, что Гера, исполнитель заглавной роли в спектакле — Джека — что называется «на глазах у изумленной публики» из бесформенного лентяя, любителя выпить и подраться,  да еще склонного к приключениям, находящегося в сложных отношениях с мамой и родственникам, не желающего учиться и что-либо познавать полезное, превращается в честного, крепкого подростка, с таким трудолюбием и преданностью, что тихонько стучу по дереву — только бы хватило его! А его не только хватило, он еще создал такой глубокий и острый характер своего героя, проявил такой изумительный темперамент и обаяние, что стал лидером среди всех. А у меня сердце сжимается от любви к этому «новому» мальчику, и уже мечтаю поставить другой спектакль с его участием.

Наша творческая жизнь не замыкается театральной сценой. Каждый год во время каникул мы совершаем туристские поездки. Где мы только не были! Ездили и в Одессу, и в Ригу, и в Иваново, и в Кишинев. Считаю, путешествия эти очень нужны ребятам. Они расширяют свой кругозор, узнают то, о чем никогда не прочтут, ощущают жизнь и историю нашей страны непосредственно. И самое главное - ни в каких других условиях не проявляют себя так искренне. Именно поездки сплачивают коллектив, дают возможность лучше понять и раскрыть друг друга. Придя в школу, в своих сочинениях о летних каникулах ребята делятся впечатлениями о путешествии и выступлениях нашего театра.

С удовольствием вспоминаю вечера, которые студийцы готовят самостоятельно, исключительно по собственной инициативе. Вот уж где проявляются разносторонние способности. Оказывается, Денис — прекрасный поэт и эрудит. Жанна владеет способностью к перевоплощению и обладает незаурядной музыкальностью. Как она потрясла нас исполнением песенки в образе итальянской певицы Карры. Дома проделала огромную подготовительную работу, принесла с собой туфли на каблуках, темные очки, длинное черное пальто. А ее прическа, ее манеры! Все аплодировали Жанне стоя. За труд, за любовь, за доставленное удовольствие... Прошли годы, а я вспоминаю ее работу на наблюдательность очень часто. Всегда она показывала что-то очень знакомое, но так подметить детали мог только ее «глаз». Сейчас Жанна учится в театральном институте. Я уверена, она станет превосходной актрисой.

А однажды на вечере, посвященном 8 Марта, наши мальчики организовали аукцион, на котором устроили распродажу самих себя. «Продается маэстро, 16 лет от роду, истинный Дон-Жуан, натура романтическая. Начальная цена — 2000 рублей. Кто больше?» Все кричат, предлагают сумму. В итоге он достается какой-либо девочке. А мне тогда подарили вполне милого мальчика — Мишу Магарилло. Ведущий взял его на руки, а у всех остальных были цветы. Они протянули мне Мишу и живые весенние цветы. Прекрасно!

Интересно проходят у нас вечера поэзии. «Звончей звонка звенит капель», «Час Шекспира», «Мой Пушкин», «Вечер романса» — такие придумывали им названия. Я заметила, ничто так не преображает ребят, как прикосновение к миру поэтического слова. Особенно сильно воздействует поэзия Лопе де Вега, Гарсиа Лорки, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина... Вначале, когда только знакомятся с произношением, им кажется, что достаточно выучить стихи,— и все готово. А на самом деле работа начинается с их знакомства с автором, важна твоя позиция, а уж потом отработка таких элементов, как образное видение, подтекст и т. п. То есть, начиная работу с пассивного (как в школе), ребята приходят к сознательной кропотливой работе, которая в конечном итоге и составляет удовлетворение, радость приобщения к творчеству. На такие камерные концерты обычно приглашаем самых близких: родителей, друзей, коллег. Последняя работа в этом жанре была посвящена романсу, проводили вечер с вокальной группой ансамбля песни и танца. Девочки с волнением исполняли романсы, а чтецы дополняли эту красивую, высокую музыку. Получился настоящий союз музыки и слова. Такой союз у нас есть и с танцевальным ансамблем. Мы играем новогодние спектакли с разными группами. Ребята этих коллективов крепко дружат, много времени проводят вместе.

Быть актером хорошим сложно. Это как популярная песня. Если ее полюбили, она долго будет звучать и доставлять радость, но путь к этой популярности ох как тернист. Это и талант, и огромный труд, и счастливая случайность, и везенье... А в итоге получается то, ради чего живешь».

Г.В. Гроссман, руководитель театрального коллектива «Радуга»

 

Паруса надежды: Челяб. Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. – Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1990.

 

 

Материалы для Энциклопедии предоставлены Галиной Васильевной Гроссман.

Last modified on Wednesday, 06 February 2019 16:01

Вагнер Нина Гейнриховна,  педагог, хореограф, отличник народного просвещения РФ, Заслуженный деятель  Всероссийского музыкального общества.

В 1972 году окончила Челябинский государственный институт культуры и искусств по специальности «Культурно-просветительная работа. Руководитель самодеятельного хореографического коллектива» и была приглашена в государственный ансамбль песни и танца «Мари Эл» в качестве солистки балетной группы, а через несколько лет в хореографическую группу «Уральская скоморошина» Челябинской государственной филармонии.  С 1978 года  начинается педагогическая деятельность Нины Гейнриховны в хореографической студии ДК ЧТЗ.

 В 1980 году  Н.Г. Вагнер пришла работать педагогом во Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. В 1980 – 1990 годы -  педагог хореографического коллектива ансамбля песни и танца, в 1990 – 2015 года - педагог хореографического коллектива «Перезвоны»

В рамках комплексной образовательной программы коллектива вела предметы «Народный танец» и «Классический танец». 

За профессионализм и результативность педагогической деятельности по эстетическому воспитанию детей, развитию их творческой личности средствами хореографии Нина Гейнриховна Вагнер награждена Почётными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Законодательного Собрания Челябинской области, Администрации города Челябинска, Министерства образования и науки Челябинской области, Управления по делам образования  г. Челябинска, медалью «Во имя жизни на земле» благотворительного движения «Добрые люди мира».

Last modified on Wednesday, 06 February 2019 15:17
Page 31 of 78