Открытая энциклопедия Дворца
Подкатегории
В 1985 году Дворец пионеров и школьников собрал юных любителей астрономии всей страны.
«Апекс», клуб любителей астрономии.
Создан в декабре 1977 года. Занимался на базе планетария, в 1978 году переехал в новый корпус Дворца пионеров и школьников. Первые педагоги клуба Окорокова Нина Геннадьевна и Булыгина Людмила Петровна реализовывали образовательную программу по астрономии для учащихся 11-18 лет.
В 1985 году клуб любителей астрономии при поддержке коллектива Дворца пионеров и школьников провел Всесоюзный слет юных астрономов.
За годы работы клуб «Апекс» преобразовался, появились новые направления и формы работы с детьми. Так, педагог Маркова Светлана Васильевна объединила в образовательной программе для школьников астрономию и археологию. Педагог Папулова Наталика Владимировна адаптировала содержание программы для детей дошкольного возраста и с 2002 года реализует образовательную программу по астрономии для детей от 5 до 18 лет, включающую изучение звездного неба и истории образования Вселенной, знакомство с Солнечной системой, туманностями, звездными скоплениями и др.
С целью организации научно-исследовательской деятельности воспитанников, кроме традиционных учебных занятий, регулярно проводятся астрономические экспедиции по области, посещения астрономических обсерваторий страны, выезды на наблюдение солнечных затмений (Тында, Красноярск, Казахстан, Алтай и др.), осуществляется взаимодействие с учеными ВУЗов, планетариями России. Воспитанники коллектива - победители всероссийских, областных и городских интеллектуальных конкурсов, олимпиад, конференций.
В клубе ведется большая работа по привлечению старшеклассников к организации образовательного процесса, как во время занятий, так и в экспедициях: руководство отдельными группами ребят, подготовка различных массовых творческих дел с киносъемками фильмов, изготовлением кукол, созданием фантастических рассказов, презентаций и т.д.
Среди традиционных событий коллектива: празднование Дня рождения клуба, посвящение в астрономы, День встречи с выпускниками.
Выпускники клуба продолжают свое обучение в различных ВУЗах страны, проявляют себя как разносторонние и творческие личности.
Педагоги коллектива разных лет:
Ачимов Алексей Юрьевич
Беринцева Юлия Александровна (выпускница клуба «Апекс»)
Булыгина Людмила Петровна
Зорин Анатолий Николаевич (выпускник клуба «Апекс»)
Корсунцев Юрий Алексеевич (выпускник клуба «Апекс»)
Маркова Светлана Васильевна
Окороков Валерий Анатольевич
Окорокова Нина Геннадьевна
Папулова Наталика Владимировна (выпускница клуба «Апекс»)
Сорокин Вячеслав Викторович (выпускник клуба «Апекс»)
Хранова Светлана Ивановна (выпускница клуба «Апекс»)
Алое поле получило свое название в память о конкретном историческом событии.
Алое поле – исторический комплекс.
Включает площадь, детский парк, комплекс Дворца пионеров и школьников, Александро-Невский храм, памятник-мавзолей В.И.Ленину, мемориал пионеров-героев.
Исторический экскурс: В начале 19-го века это было поле для выпаса скота, поэтому слово «поле» сохранилось в названии до сего времени. Челябинск рос, расширялся, поле превратилось в торговую площадь с лавками и ларьками. В 1881 году на площадь перенесли ярмарочный торг, построены ярмарочные лавки, приносившие доход в городскую казну. Здесь шла бойкая торговля различными товарами: кожей, мясом, хлебом, солью, тёсом, салом и т.п. В 1881 году на этом месте была заложена Александровская часовня в память об убиенном народовольцами императоре Александре II. Площадь стала называться Александровской. 22 июня 1907 г. на месте недостроенной часовни была заложена Александро-Невская церковь, которая начала действовать как приходской храм с 1911 г. Современные границы площадь обрела до революции 1917 года. Современное название «Алая» площадь получила 1 мая 1920 г. Согласно одной из версий, оно возникло после событий 1905 г., когда казаками была разогнана демонстрация революционно настроенных рабочих, а прилегающая к ней улица Болотная получила новое название «Красная».
В память о погибших и покалеченных в тот день поэтесса Ольга Балакина, воспитанница творческого объединения «Алые паруса» написала стихи (отрывок):
Есть алые поля не от зари,
Не от цветов, раскрывшихся пунцово,
А от того, что кровь на них горит
Горячая, крутая кровь отцова.
Площадь неоднократно переименовывалось в последующие годы. В 1924 г., после смерти В. И. Ленина, площадь получила его имя. В июле 1925 на территории площади состоялось открытие памятника В. И. Ленину, возле которого стали проходить ежегодные первомайские и октябрьские митинги.
Памятник-мавзолей В. И. Ленину – необычное архитектурное сооружение, объект культурного наследия города. По форме напоминает мавзолей египетского стиля с элементами восточных мотивов, сложное двухэтажное архитектурное сооружение из уральского гранита. От центрального входа в мавзолей ведут две боковые лестницы на второй этаж. На балконе второго этажа, между двумя колоннами оформлена ниша, где установлен бронзовый бюст В. И. Ленина. Этот монумент является первым памятником Ленину на территории Урала.
23 января 1924 года состоялось экстренное заседание Челябинского городского Совета рабочих и крестьян, на котором было принято решение о строительстве памятника-мавзолея. Из протокола заседания: «Алое поле переименовать в поле имени товарища Ленина и приступить к сбору пожертвований на оборудование памятника тов. Ленину на том же поле».
Автором проекта стал библиотекарь Челябинского бибколлектора Н.М. Чекасин, строительными работами руководил инженер-строитель П.И. Искосков.
Первый камень был заложен 27 января 1924 в 18 часов 5 минут по местному времени одновременно с началом траурной церемонии погребения в усыпальницу Ленина в Москве. В Ленинграде на заводе «Монументскульптура» был отлит бронзовый бюст В. И. Ленина, выполненный скульптором Ленинградской Академии художеств Василием Козловым с посмертной гипсовой маски усопшего. Ходом работ руководила Вера Мухина. Торжественное открытие памятника состоялось 15 июля 1925 года, в шестую годовщину освобождения Челябинска от армии Колчака. После открытия памятник-мавзолей служил общественной библиотекой, где были представлены труды В. И. Ленина, и трибуной во время проведения митингов. В годы Великой Отечественной войны общественную читальню закрыли. Ранее на памятнике над центральным входом крепилась табличка: «Учиться по Ленину». Позднее была установлена доска из белого мрамора со следующим текстом: «Памятник В. И. Ленину сооружён в 1925 году на средства трудящихся г. Челябинска».
С 20-х гг. начинается активное озеленение площади. В годы Великой Отечественной войны, 1 августа 1942 года, на Алом поле был открыт детский парк. О внешнем облике Алого поля писала в те дни газета “Челябинский рабочий”: “Понадобилось немало труда и любви для того, чтобы парк стал красивым и удобным для занятий и отдыха детей. В центре установлены фигуры Ленина, Сталина, Кирова. Территория украшена белыми вазами, клумбами с цветами и различными скульптурами, устроен большой фонтан “Черномор”, построена летняя эстрада, оборудована библиотека-читальня, расставлено 100 новых скамеек, сделаны гигантские шаги, карусель, вертящиеся лошади, кресла-качалки. На спортивной площадке отведено место волейболу, городкам и крокету. Предполагается организация скеттингринга (площадка для катания на роликовых коньках). В первые два дня открытия парка проводятся большие концерты детской художественной самодеятельности под руководством композитора А. М. Черняка”.
В “Справочнике по Челябинску” (1951) площадь названа детским парком им. 30-летия ВЛКСМ. В 50–60-е гг. на Алом поле проводились “массовые детские игры, разучивание новых песен и танцев, занимательные аттракционы”. На открытой эстраде проходили спектакли театра кукол, концерты духового оркестра, встречи со знатными горожанами. В середине 60-х гг. площадь и детский парк вновь стали называть Алым полем.
В 1956 году на Алом поле был открыт Дворец пионеров и школьников, в 1958 г. – памятник «Орленок» (авт.Л.Н.Головницкий, арх. Е.В.Александров). В 1974 г. было принято решение о строительстве нового «пионерского городка» рядом со старым зданием Дворца пионеров и школьников, в 1978 юные челябинцы получили символический ключ от него. К 250-летию Челябинска (1986) состоялось открытие мемориала в честь пионеров-героев (арх. Т.Г.Филиппова).
В годы перестройки (сер.1980-х – нач.1990-х) Алое поле было местом проведения политических митингов, а также местом неформального общения молодежи.
Библиография:
1. Материалы к истории Челябинска/Н.М.Чернавский.Ч.,1993.
2. Челябинская область: энциклопедия/гл.ред.К.Бочкарев.-Ч., Каменный пояс, 2008. Т.1. А-Г
3. Исторический объект Алое полеГНПЦ по охране культурного наследия
http://gnpc74.ru/culture?layout=edit&id=238
4. Памятник Ленину на Алом поле
5. Самсонов В.Ф. «Память о подвиге и славе», (По мемориальным местам Челябинска), Челябинск, «Алое поле», 2005 г.
6. Фонотов М.С. «Книга-альбом: Такой Челябинск, каким я знаю его в XIX веке», Челябинск, «Каменный пояс», 2008 г.
7. Энциклопедия Челябинск. Статья В.С.Боже
8. Энциклопедия Челябинск. Статья Л.Г.Махмутовой, Н.В.Овчинниковой
Весной 1941 г. хор Дома пионеров в составе 200 человек в сопровождении симфонич. оркестра открывал обл. смотр худ. самодеятельности.
Вайнер Неонила Адольфовна, директор Дома пионеров с 1940 по 1942 г.
Из воспоминаний Неонилы Адольфовны Вайнер: "Как все начиналось..."
Свою работу Дом пионеров начал 28 февраля 1940 года. Приказом по ГорОНО меня назначили директором. Не было тогда ни помещения для Дома пионеров, ни сметы, ни штата. Через некоторое время была утверждена смета, после чего появились кроме меня и работники Дома пионеров: Понтявина Елизавета Павловна, руководитель театральной студии, Кетова Капитолина Павловна, руководитель хорового кружка, она же была и заместителем директора.
Головницкий Лев Николаевич
Головницкий Лев Николаевич,(1929 – 1994), скульптор-монументалист, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина.
С 1944 по 1947 годы занимался в изостудии Дворца пионеров имени Н.К. Крупской у педагога Лошакова Михаила Мироновича.
В 1947-1952 годы получает образование в Саратовском художественном училище. Дипломной работой начинающего скульптора стал образ любимого с детства писателя Николая Алексеевича Островского.
Признание к молодому скульптору пришло в октябре 1958 года с открытием на Алом поле в Челябинске памятника Орлёнку, который стал визитной карточкой города. Комсомольцы и молодёжь города при выборе варианта памятника комсомольцам-героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале отдали предпочтение скульптуре Головницкого. В 1967 году за памятник Орлёнку Льву Николаевичу вручили премию Ленинского комсомола.
Л.Н. Головницкий был приверженцем стиля социалистического реализма. В его работах отражены выдающиеся деятели и важные события Советского государства.
В 1959 году в Челябинске на площади Революции был установлен памятник В.И.Ленину работы Л.Н.Головницкого и В.С.Зайкова.
9 мая 1966 года в Магнитогорске открыт памятник «Первая палатка», посвящённый первостроителям Магнитки. На нём высечены стихи Бориса Ручьёва: «Мы жили в палатке с зелёным оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем, да жгли у дверей золотые костры на рыжих каменьях Магнитной горы».
Подвигу уральцев в Великой Отечественной войне посвящены памятник танкистам-добровольцам и монумент «Память», установленные в Челябинске, монумент «Тыл - фронту», установленный в Магнитогорске.
В 1977 году скульптору присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е.Репина за скульптурные композиции «Уральцы», «Гимн борцам», «Межи перепаханы».
Среди других монументальных работ Головницкого: памятник А.С. Пушкину (совместно с Э.Э.Головницкой) в Челябинске, бюсты дважды Героям Социалистического Труда академику В. А. Макееву в Коломне и генеральному конструктору ЧТЗ И. Я. Трашутину в Челябинске.
В 1980 году скульптор окончил Магнитогорский педагогический университет. Стажировался в Москве. Совершал творческие поездки в Италию, Японию, Чехословакию, США, Францию. Участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках.
С 1987 года Лев Николаевич жил в Красноярске, работал секретарём Сибирского-Дальневосточного отделения АХ СССР, руководил скульптурной мастерской, преподавал в Красноярском художественном институте на кафедре скульптуры.
В 1993 году уехал в Екатеринбург, где и остался жить с семьёй.
Лев Николаевич активно занимался общественной деятельностью. Он избирался членом правления и председателем Челябинской областной организации Союза художников, членом правления СХ СССР, членом бюро Челябинского обкома КПСС, депутатом Челябинского горсовета, народным депутатом СССР, делегатом XXIII и XXVI съездов КПСС, XVI съезда ВЛКСМ, I–VII съездов художников СССР, I–VI съездов художников РСФСР.
Л.Н. Головницкий награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1986), серебряной медалью АХ СССР имени Е. В. Вучетича (1980), удостоен званий «Народный художник РСФСР» (1980), «Действительный член АХ СССР» (1988). Имя скульптора было занесено в Книгу почёта ЦК ВЛКСМ.
Библиография:
2. Материалы сайта «Лица Зауралья»
Арт-знакомство с монументальным искусством и известными скульпторами Челябинска «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую...»
(материалы сайта Челябинской областной юношеской библиотеки)
Один из директоров Дворца водил ребят в лыжный поход по Заполярью.
Кропотов Юрий Петрович (1928-2016), директор Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской с 1969 по 2002 год, педагог, Почётный гражданин города Челябинска, ветеран труда, член комиссии по помилованию при губернаторе Челябинской области, заслуженный работник культуры РСФСР, отличник образования СССР и России, мастер спорта СССР по туризму.
Окончил Челябинский педагогический институт по специальности “учитель анатомии, физиологии и физической культуры”. Ещё будучи студентом, в 1954 году Юрий Петрович пришел на работу в Дом пионеров в качестве руководителя туристско-краеведческого кружка «Глобус». А после окончания института был направлен на работу во Дворец пионеров и школьников, где продолжил деятельность педагога, а затем стал методистом, заведующим отделом туризма и краеведения, заместителем директора и директором Дворца.
Под руководством Юрия Петровича педагогическим коллективом отдела была создана отлаженная система туристско-краеведческой работы со школьниками города, которая определила направления деятельности по патриотическому воспитанию детей в последующие годы. Это Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», Ленинский поход дружбы городских и сельских школьников Челябинской области, краеведческая операция «Фронтовое письмо» и др. Команды юных туристов Дворца и школ города стали победителями областных, Всесоюзных слетов, конференций, соревнований по краеведению, туризму. Более 20 лет Юрий Петрович работал в составе Центрального Совета по туризму и краеведению Министерства просвещения РСФСР.
С 1969 по 2002 год Юрий Петрович Кропотов - директор Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской, один из опытнейших в стране руководителей учреждений дополнительного образования. Был в числе организаторов движения НОУ. Большое внимание уделял организации систематической работы с юными талантами, их родителями и наставниками, вел научно-методическую работу. Кропотов Ю.П. - составитель книг и информационных сборников «Дети – молодежь – общество», «В мире фантазии Лего», «Наука быть здоровым», «Локальные нормативно-правовые документы по дополнительному образованию» и др. Юрий Петрович вел активное сотрудничество с учеными вузов, в частности с кафедрой теории и методики воспитательной работы ЧГПУ; участвовал в вузовских конференциях, выездных семинарах.
Жизнь Юрия Петровича была насыщена профессиональными успехами, творчеством и добрыми делами. Его имя известно не только в России и странах ближнего Зарубежья, но и в Чехословакии, Румынии, Болгарии, Финляндии, Швеции, где он бывал участником различных международных встреч, форумов, конференций.
Юрий Петрович Кропотов был награжден орденом Дружбы народов СССР (1986), орденом Дружбы (1995), орденом Почета (2000), медалями ВДНХ СССР: бронзовой (1965), серебряной (1984), золотой (1989) и др.
В миллионом Челябинске немало людей достойных, по-настоящему преданных городу, с которым их когда-то накрепко связала судьба, и с которым они искренне и щедро делятся своим профессиональным мастерством, своими идеями и просто душевным теплом. Именно из их числа город выбирает тех, кого однажды наделяет особым званием - Почетный гражданин Челябинска. Этого почетного звания Юрий Петрович Кропотов был удостоен в 2000 году.
В 2005-2006 учебном году Кропотов Ю.П. стал одним из первых лауреатов премии им. А.З.Иоголевича, которая присуждается работникам Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской г. Челябинска за достижения, связанные с педагогической деятельностью.
Среди учеников Ю.П.Кропотова ректор Уральского социально-экономического института Сергей Кубицкий, капитан 1 ранга Борис Моржицкий и многие другие.
Библиография:
1. Дворец на Алом поле: Реклам. проспект. Ч., 1981; Чернова М. Город его учеников // ВЧ. 1998.
2. Энциклопедия "Челябинск"
3. Из фондов музея истории Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской
Почетный гражданин Челябинска Юрий Кропотов
В Челябинске много достойных, уважаемых людей, но не все о них знают, среди них: Доктор медицинских наук, Глубоков Даниил Александрович; Почетный металлург ССР, Данилов Петр Григорьевич; профессиональный революционер – Белостоцкий Иван Степанович и, конечно, Заслуженный работник культуры, почетный гражданин Челябинска, Юрий Петрович Кропотов. Поэтому, я хотел, чтобы из моего доклада многие люди узнали о Ю.П.Кропотове, ведь он достиг больших успехов в своей жизни и живет в нашем городе.
Родился Ю.П.Кропотов 23 ноября 1928г. в городе Челябинске. Где живет и сейчас. В Челябинске, в 1950 г., окончил фельдшерско-акушерскую школу. В 1955 г. получил высшее образование в Челябинском государственном педагогическом институте по специальности «учитель физкультуры, анатомии и физиологии».
Его мама – Муравьева Любовь Ильинична, 1903 года рождения, - окончила гимназию и всю жизнь проработала на ЧГРЭСе в должности бухгалтера-учетника. Отец – Кропотов Петр Адрианович, 1900 года рождения, - служил на почте. В семье был старший брат Владимир, 1923 года рождения, который погиб в возрасте 20 лет во время великой отечественной войны.
Детство Ю.П.Кротова прошло в коммунальной квартире по улице Сталина (Российская), в микрорайоне ЧГРЭС. Кроме родителей его воспитывали педагоги детского сада, учителя общеобразовательных школ № 44, 50 и педагоги детской комнаты по месту жительства. Друзья по дому, двору, школе, туристической команде брата Владимира оказали не малое влияние на его характер, привязанности. Именно брат и его друзья привили ему любовь к природе, туристическим тропам, путешествиям, а также чувство верности и преданности друзьям.
Выбор его будущей профессии был обусловлен любовью к детям, туризму и интересам к педагогической деятельности. Во Дворец пионеров Юрий Петрович пришел в 1954 г., еще будучи студентом, в качестве руководителя турстско-краеведческого кружка «Глобус». Учился и работал одновременно, от общения с детьми получал удовольствие и рисовал перспективы работы во внешкольном учреждении на будущее.
Для него было неожиданностью, когда после окончания института, в 1955 г., по просьбе заведующей ГорОНО Ольги Ивановны Стреловой, Заслуженного учителя РСФСР, чемпионки России по шахматам и теннису, а также директора Дворца Кучмижак Валентины Ивановны, он был направлен на работу во Дворец пионеров и школьников, где продолжил деятельность педагога, методиста, заведующего отделом туризма и краеведения Дворца. А уже 6-го сентября 1962 г. Ю.П.Кропотов был переведен на должность заместителя директора. Под его руководством в педагогическом коллективе отдела туризма и краеведения была создана отлаженная система туристско-краеведческой деятельности школ города и области. В эти годы на протяжении двух с половиной десятилетий каждая школа, район, город проводили ежегодные туристические слеты, конференции, соревнования, выставки по результатам краеведческих заданий различных учреждений города, России. Результатом походов были конкурсы и презентации школьных музеев экологии и геологии, археологии и спелеологии, боевой и трудовой славы.
Работая во Дворце, он преподавал в пединституте спецкурс по туризму и краеведению, водил в походы студентов, молодых педагогов и старших пионервожатых школ города, участвовал в организации и проведении городских, областных, республиканских и всесоюзных семинаров, конференций, слетов по данному направлению.
С приходом во Дворец Ю.П.Кропотова, после лыжного похода по Заполярью, в Челябинске проводится 1-ый городской слет юных туристов (1954г.). В 50-ые годы в 14 школах города Челябинска и во Дворце появились новые музеи, активизировалась поисково-исследовательская работа по краеведению. Уже в те годы в Челябинске сложилась система туристско-краеведческой работы, которая определила направление деятельности по патриотическому воспитанию молодежи в последующие годы. Более 20 лет Юрий Петрович работал в составе Центрального совета по туризму и Краеведению Министерства просвещения РСФСР, отвечая за работу секции спортивного туризма, слетов, соревнований России. Поэтому, многократно был главным судьей Всероссийских и Всесоюзных слетов и соревнований в Ульяновске, Братске, Калуге, Подмосковье и других территориях бывшего СССР.
Ю.П.Кропотов награжден Почетный знаком Челябинского государственного Педагогического института. Он имеет звание ст. инструктора по туризму СССР и в течение трех десятков лет является участником и организатором учебно-тренировочных сборов города, области, России, Союза по педагогике из числа педагогов, студентов, ст. пионервожатых, учителей, учащихся, инструкторов по туризму, пешеходному, велосипедному, водному, лыжному, горному.
Юрий Петрович Кропотов, во все периоды своей жизни, умело сочетает трудовую деятельность с большой общественной работой.
Он входит в состав Центрального и областного советов туризма и краеведения, Центрального, областного и городского советов Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина, является председателем городской детской квалификационной комиссии юных туристов, членом областного совета общества пожарных и Всероссийского общества охраны памятников культуры и охраны природы, руководил культурно-массовой комиссией обкома профсоюза работников просвещения и научных учреждений, входит в состав коллегии областного управления по делам образования и главной аттестационной комиссии области, зам. председателей совета кураторов НОУ.
Юрий Петрович Кропотов – Заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный гражданин Челябинска, бывший директор Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской (с 1969 г. по март 2002 г. ), доцент ЧГПУ, имя которого известно не только в РФ, странах ближнего Зарубежья, но и в Чехословакии, Румынии, Болгарии, Финляндии, Швеции, где он бывал участником различных международных мероприятий.
Бывшему капитану Дворца, 23 ноября 2003 года, исполнилось 75 лет, а он сохраняет яркую свежесть мысли, здоровье, оптимизм, жажду знаний и любовь к труду. Он по-прежнему недоволен самим собой, своими делами, находится в вечном поиске, в дерзаниях и беспокойстве. Все это делает его молодым, а «быть чем старше, тем моложе – искусство, а не ремесло».
У Юрия Петровича большая дружная семья: жена, 2 дочери и внучка. Старшая дочь Елена – сурдопедагог, с тремя высшими образованиями, дочь Евгения – педагог дополнительного образования, внучка Таисия – ученица школы №1 им. Ф.Энгельса, жена – Анастасия Федоровна – бывший учитель географии и труда школы №21 г.Челябинска. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Вся семья педагоги, и все в разное время получали высшее образование в Челябинском государственном педагогическом университете. Внучка Таисия, хочется верить, не исключение. Династия Кропотовых продолжается…
Артем Гаврилов, (Школа №30, г. Челябинск)
Кацев Владимир Зеликович
Кацев Владимир Зеликович (1929-2013), заслуженный архитектор Казахстана, почетный профессор Международной академии архитектуры стран Востока, почетный профессор Казахской государственной архитектурно-строительной академии, член правления Союза архитекторов республики Казахстан.
Родился на Украине. Рисованием занимался с детства. Семья Кацевых была эвакуирована в Челябинск в начале Великой Отечественной войны. Владимир Зеликович стал заниматься в изостудии Дворца пионеров и школьников у педагога Лошакова Михаила Мироновича.
В 1953 году окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, в 1963 году - аспирантуру при Академии архитектуры в Москве.
В 1959 году откомандирован в Госстрой Казахской ССР. С 1959 года - главный архитектор «Казгорстройпроекта». С 1967 года - главный архитектор, руководитель мастерской № 5 ГПИ «Алмаатагипрогор». С 1989 года - главный архитектор проектов архфонда Союза архитекторов Республики Казахстан.
С 2010 года - председатель Алматинского городского филиала Союза архитекторов Республики Казахстан.
Среди работ: рельеф на фронтоне театра юного зрителя в г.Алматы (1963, художники Е.Сидоркин, О.Богомолов), памятник Чапаеву В.И. в г.Уральск (скульпторы М.Айнеков, Б.Тулеков, архитектор П.Кривенко), фонтан «Семиречье», памятник писателю Г.Мусрепову в г.Алматы (скульптор К.Сатыбалдин), памятник А.Молдагуловой в г.Актюбинск.
Является автором и главным архитектором проектов строительства в Казахстане: Дворца спорта им.Балуана Шолака, плавательного бассейна «Динамо», плавательного бассейна и спортивного зала горнолыжной базы Чимбулак, высокогорного спортивного комплекса «Медеу», здания Алматинского цирка и мн.др.
Неоднократный участник республиканских и зарубежных художественных выставок.
Владимир Зеликович Кацев - лауреат Государственной премии СССР (1975), Ордена Курмет (1999), награжден золотой медалью Союза архитекторов Республики Казахстан (1999), ветеран труда.
Библиография:
- Энциклопедия Алматы
- Материалы сайта «Кто есть кто в республике Казахстан»
Бессмертные дела современников
«Сейчас стал популярен здоровый и культурный досуг, особенно популярно катание на коньках. Причём, многие хотели бы получать удовольствие, и улучшать своё здоровье занимаясь катанием на коньках, не только зимой, но и в другое время года тоже.
Однажды, по телевизору, увидела, что где-то в Подмосковье, собираются строить круглогодичный ледовый каток под открытым небом. Для проектирования такого сооружения будут приглашены специалисты из Европы, имеющие опыт по созданию таких объектов.
Я была очень удивлена, узнав, о том, что опытные специалисты приглашаются из такого далека. Хотя, теперь уже, тоже рубежом, только гораздо ближе по духу и особенностям жизни, существуют бывшие свои специалисты. Специалисты, которые спроектировали и построили объекты аналогичных требований.
Объекты эти, не имеют аналогов в мире по сложности конструкций, и удовлетворяющие огромным требованиям.
Я имею в виду высокогорный спортивный комплекс «Медео», который расположен на высоте 1691,2 м. над уровнем моря в горном урочище реки Малой Алматинки, что в предгорьях Тянь-Шаня, в Казахстане.
Одним из главных авторов «Медео» является архитектор Владимир Кацев. Заслуженный архитектор Казахстана, лауреат Государственной премии СССР, почетный профессор Международной академии архитектуры стран Востока, почетный профессор Казахской государственной архитектурно-строительной академии, член правления Союза архитекторов республики РК, Владимир Зеликович не просто любит город у гор, он один из создателей его современного облика.
С 2010 года по настоящее время – председатель Алматинского городского филиала Союза архитекторов РК.
Неоднократный участник республиканских и зарубежных художественных выставок.
Заслуженный архитектор РК. Почетный архитектор РК.
Хобби – ювелирный дизайн, акварель, графика.
Литературные пристрастия – хорошая поэзия.
Как и многие дети, Владимир Кацев любил в детстве рисовать. Тогда его семья жила в Харькове. Родители были инженеры-конструкторы. С ранних лет отец водил сына в Художественную галерею, одну из лучших в СССР.
Многое запомнилось из детских культ. походов. А со 2-го класса родители стали водить в изостудию Дворца пионеров.
Когда началась война, ХТЗ перебазировали в Челябинск. В то время мальчик заканчивал 5-й класс и вновь пошел в изостудию Дворца пионеров. Хотел быть скульптором — вырезал из дерева лосей, оленей. Инструментов тогда не было, затачивали ножи из обломков ножовок.
Из интервью Кацева В.З. одной из казахстанской газет:
«…Всем нам очень повезло с учителем. Михаил Миронович Лошаков еще в Первую мировую войну окончил художественную школу.
Так вот, наш учитель был сезаннист. А мы, школяры, об этом и понятия не имели. Сезанн, Матисс, Пикассо, Модильяни — все были за семью печатями. Это же не социалистический реализм. И Михаил Миронович начал нам открывать глаза. Преподавал он нам с 5-го до 9-го класса, потом ему это запретили, а затем и уволили.
Сидел я за одной партой с будущим известным скульптором-академиком, народным художником СССР, президентом Урало-Сибирского филиала Академии художеств Львом Николаевичем Головницким. После окончания школы стал я думать, куда поступать. Решил: только туда, где будет общежитие — денег на частный угол не было. Приемлемый ответ пришел лишь из Харьковского инженерно-строительного института (ХИСИ): если поступите — поселим.
— Такой вот случайный момент может стать в жизни поворотным.
— Да все в нашей жизни случайно, и наше появление на свет — тоже. Встречаю в ХИСИ своего приятеля, еще довоенного, он учился на 2-м курсе архитектурного факультета: «Хочу, — говорю, — на скульптурный». А он: «Да кому это нужно!» — «А что нужно?» — «Строить нужно! Проектировать!» Харьков за время войны был ужасно разрушен, дважды переходил из рук в руки. Отнес я документы, конкурс был страшный — фронтовики шли вне конкурса. Из школьников нас поступило двое, потому что спецпредмет — рисунок, акварель — мы сдали на пятерки. Выучку я получил в Челябинске — дай Бог всякому! И в ХИСИ рисунок, акварель и лепка входили в число приоритетов. Не сделаешь несколько десятков натурных этюдов — не получишь зачет. Мы все стали и рисовальщиками неплохими, и скульпторами-лепщиками 5-го разряда.
Я несколько лет преподавал в Казахской государственной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) и с сожалением говорю, что у нас всей этой подготовке внимания уделяется несравнимо меньше.»
Медео - самый высокогорный комплекс в мире для зимних видов спорта (скоростной бег на коньках, хоккей с мячом , фигурное катание и др.), с площадью искусственного ледового поля - 10,5 тыс. кв. м., толщина ледового покрытия на катке составляет 2,3 метра из материалов 20 наименований .Арена стоит на железобетонной плите , под которой проложено 170 км труб с хладоносителем. Одновременно ледовая арена вмещает в себя от 2 до 3 тысяч человек. Вместимость трибун после реконструкции увеличена с 7200 до 8500 зрителей. Установлено новое мультимедийное табло, позволяющее отражать результаты спортивных игр, транслировать телепрограммы, тематические и рекламные ролики. Новые современные холодильные установки, позволяют поддерживать лед с 1 октября по 1 апреля. Со стороны гл. подъезда и сев. ворот ледовая арена имеет многоярусный пандус и лестницу красного гранита , в виде горных скал. Выполнены над сев. стороной арены, со стороны стадиона световое табло пл. 260 кв.м ; с внешней стороны над входом- висит огромный рельеф «Конькобежцы» (худ. Я.Нимец, В.Константинов).
Дворец спорта республики, плавательный бассейн «Динамо», пансионат, плавательный бассейн и спортивный зал горнолыжной базы Чимбулак, здание Алма-Атинского городского акимата, фонтан «Восточный календарь» у здания Академии наук РК (совместно с художниками В. Твердохлебовым и А. Татариновым).
Особой гордостью зодчего являются его работы, конечно же, высокогорный спортивный комплекс «Медео» и Казахский государственный цирк.
Вот, что рассказал об одном из любимых своих архитектурных творений – цирке, сам мастер в том же интервью:
— Цирк, как чашечка цветка, над всей мишурой возвышается.
— Тем не менее этому цветку был нанесен серьёзный ущерб в результате всяких перестроек в ходе коммерциализации. И все же в нем такой запас прочности — и эстетической, и технологической, что на сегодняшний день это здание по своему классу одно из лучших в мире. Знаю это со слов моих коллег-москвичей.
Мало кто догадывается, что цирк — это объект особой сложности. Во-первых, там сотни закладных деталей, куда цепляются лонжи, канаты, сетки для страховки. Желательно, чтобы во всех цирках эти детали были на одних и тех же местах, потому что гастролеры из разных стран должны за один-два дня освоить новую для них арену. Во-вторых, масса линий внутренней и внешней связи, включая правительственную.
… схема размещения линий связи — моя. Приходя в цирк, никто не видит коммуникационной «анатомии», все красиво. Потому что спрятано. Но не в этом самые главные сложности.
… по циркам никаких нормативных материалов не было и нет по сей день. Мне понадобилось встречаться и с Юрием Никулиным, и с Игорем Кио, и с Вальтером Запашным. Вся необходимая информация собиралась по крупицам. Такой сбор ведется почти по каждому новому объекту. Всякий раз как в первый раз.
... В цирке ведь свои законы и порядки. Допустим, ваш номер связан с серьезным риском, но если вы сможете доказать худсовету свое право выступать без страховки и лонжи, то — пожалуйста. Случись на стройке ЧП — прораба могут и посадить. А в цирке, если воздушный гимнаст упал на арену и сломал ногу или разъяренный хищник ободрал дрессировщика, — ну что ж, это собственный риск артиста, издержки номера, несчастный случай. Это цирк!
… удалось отстоять для Алма-Аты наш проект индивидуального цирка…»
Аналогов Казахстанского цирка не существует нигде в мире.
Во время учёбы в институте, на лекциях по «Истории современной архитектуры», наряду с лекциями о зарубежном зодчестве, нам рассказывали о современных отечественных архитекторах тоже.
С гордостью наш преподаватель рассказывал о нашем соотечественнике Кацеве В.З., выдающемся архитекторе, который, к тому же, был не просто соотечественник, а ещё и преподавал в нашем ВУЗе. И, добавлял при этом, что если бы Кацев где-нибудь в другой стране запатентовал хотя бы одно из своих конструкторских изобретений, он мог бы жить безбедно до конца своих дней, нигде не работая.
Мне довелось столкнуться с этим человеком в очень близком общении. Это произошло всё случайно, во время моей учёбы в институте на защите одного из учебных проектов – проект типографии.
Свои работы, вычерченные тушью, и красиво поданные в цвете, мы – студенты, выставляли в рекреации, а наши преподаватели ходили возле наших работ, и занимались их обсуждением и оценивая .
Случилось так, что мой преподаватель, с которым я делала свою учебную работу, заболел, и защищать меня было некому.
Стоят наши подрамники, буквой «П» в рекреации, и обсуждают преподаватели каждую работу персонально. Я наблюдаю за всем этим действом издалека, из коридора. Только доходит дело до моего подрамника, всю эту комиссию кто-нибудь, да уведёт к другому. Я уже совсем было расстроилась, как вдруг приходит какой-то мужчина с фотоаппаратом и начинает рассматривать все выставленные подрамники.
Я потом узнала, что это был Владимир Зеликович. И именно ему я благодарна за ту отличную оценку за проект типографии. Это он защитил меня на том выставлении проектов. Тогда я поняла, что и у меня тоже может что-то получаться.
Владимир Кацев является не только архитектором, но и великолепным рисовальщиком, отличным конструктором и преподавателем».
Евдокия Иванова