Открытая энциклопедия Дворца

Подкатегории

Среда, 08 апреля 2015 13:48

Кохум Людмила Николаевна

Кохум Людмила Николаевна,  педагог, хореограф, отличник просвещения РСФСР, отличник Всероссийского музыкального общества.

В 1977 году окончила Челябинский государственный институт культуры и искусств по специальности «Культурно-просветительная работа. Руководитель самодеятельного хореографического коллектива». С 1977 по 1979 год работала в детской школе искусств г. Южноуральска.

Пришла работать педагогом во Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской в 1979 году. В 1979 -1990 годы -  педагог хореографического коллектива ансамбля песни и танца, с 1990 года - педагог хореографического коллектива «Перезвоны»

В рамках комплексной образовательной программы коллектива ведет предметы «Современный танец» и «Классический танец». 

Людмилу Николаевну отличают высокий художественный вкус, трудолюбие, глубокое знание выбранного жанра, требовательность к себе, ответственность за результаты своего труда, стремление к совершенству педагогического мастерства.

Л.Н.Кохум  имеет сертификаты обучения в международных школах по современному танцу в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге.

Педагог представляет свой опыт на открытых занятиях, мастер-классах для коллег города и области в рамках обучения по программам ЧИППКРО, а также слушателей городского клуба «В гостях у Терпсихоры», демонстрирует результат своего труда на конкурсах, фестивалях, концертах.

Коллектив «Перезвоны» успешно участвует в различных мероприятиях городского, областного, российского и международного уровней.  Танцы в постановке Л.Н. Кохум являются лауреатами и дипломантами конкурсов: «Без границ», «Слияние культур», «Урал собирает друзей», «Браво, дети!»,  «Хореография и театр», «Роза ветров»,   «Москва – Кыштым- транзит», «Ритмы планеты»,  «Детство», «Юная Терпсихора» и др.

Более 20 воспитанников Людмилы Николаевны, окончив Челябинский колледж культуры, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, работают педагогами-хореографами.

Кохум Людмила Николаевна – финалист городского конкурса специалистов воспитания и дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Л.Н.Кохум награждена почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. 

Кохум Л.Н.  Лауреат премии им. А. З. Иоголевича 2017г. , награждена юбилейным знаком «100-летия системы дополнительного образования» 2018г.

Последнее изменение Четверг, 24 октября 2019 14:54
Вторник, 07 апреля 2015 15:36

Осипова Татьяна Валентиновна

Осипова Татьяна Валентиновна, хореограф, педагог, выпускница хореографического коллектива «Перезвоны» 1991 года.

В 1997 году окончила Челябинский государственный институт культуры и искусств по специальности «Преподаватель хореографических дисциплин, балетмейстер» (кафедра хореографии театрального факультета). Работает педагогом хореографического факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Является заместителем руководителя Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

Ведет активную творческую деятельность на сценических площадках и театрах города Челябинска. Является балетмейстером-постановщиком хореографии и сценической пластики к шести спектаклям театров города Челябинска, в том числе Челябинского государственного театра юного зрителя, Челябинского академического театра драмы им. Н.Ю.Орлова. Хореограф-постановщик церемоний открытия Всероссийской детско-юношеской спартакиады в г.Челябинске (режиссер О.М.Громова); областного праздника «Сабантуй» в г. Учалы (Республика Башкортостан).

Опубликовано 28 научных работ. Является автором учебных программ: «Мастерство актера», «Методика педагогического руководства художественным коллективом», «Организационно творческая работа в хореографическом коллективе», учебного пособия «Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом».

Татьяна Валентиновна награждена Грантом ЧГАКИ «За достижение в творческой и исполнительской деятельности», Почетной грамотой Главы города Челябинска «За вклад в развитие культуры города Челябинска», благодарственными письмами городского и районного значения «За помощь в организации и проведении городских социально-культурных мероприятий».

 

Библиография:

Материалы сайта ЧГАКИ

Последнее изменение Четверг, 07 февраля 2019 12:33
Вторник, 07 апреля 2015 15:03

Перезвоны

«Перезвоны»,  хореографический коллектив.

Основан в 1960 году, как составная единица Ансамбля песни и танца (художественный руководитель Яков Абрамович Вейцкин, балетмейстер  Анна Степановна Томас).

В 1990 году был преобразован в хореографический коллектив «Перезвоны».

В коллективе занимаются дети дошкольного и школьного возраста.

Учебные занятия проводятся по комплексной образовательной программе, предоставляющей детям возможность осваивать классический, народно-сценический и современный танцы. В репертуаре коллектива около 20 концертных номеров, отличающихся жанровым разнообразием  и высокой техникой исполнения. Концертная деятельность коллектива обширна и насыщена. «Перезвоны» принимают участие в мероприятиях Дворца пионеров и школьников, а также в праздниках, концертных мероприятиях, фестивалях различных уровней.

Коллектив «Перезвоны» является дипломантом международных фестивалей-конкурсов детского и юношеского творчества «Земля - наш общий дом», «Без границ», «Слияние культур. Хореография и театр» и «Роза ветров»,  лауреатом и дипломантом Всероссийских фестивалей-конкурсов «Москва - Кышым транзит» и «Ритмы планеты», региональных  хореографических фестивалей и конкурсов «Детство», «Юная Терпсихора» и «Будущее России», лауреатом городского фестиваля - конкурса детского художественного творчества «Хрустальная капель» и городского фестиваля - конкурса хореографического творчества «Линия танца». С творчеством коллектива знакомы зрители Челябинска и области, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодарского края, Владивостока.

В тесном творческом сотрудничестве с театральной студией Дворца пионеров и школьников традиционно к Новому году создаются спектакли с танцевальными постановками.

Концертные программы коллектива неоднократно записывались и транслировались по областному телевидению.

Среди воспитанников коллектива – стипендиаты Администрации города Челябинска. Многие выпускники продолжили обучение по профилю в ВУЗах и СУЗах города, стали хореографами, педагогами, руководителями и солистами танцевальных коллективов.

За активную творческую деятельность и яркие выступления коллектив неоднократно был награжден поездкой во Всероссийский детский центр «Океан» в город Владивосток.

В 2006 году за участие и сотрудничество при проведении Всероссийского конкурса «Учитель года России» коллектив удостоен диплома Министерства образования и науки РФ.

За высокий художественный уровень и исполнительское мастерство обучающихся, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества в 2006, 2010 годы хореографическому коллективу «Перезвоны» присвоено почетное звание «Образцовый детский коллектив».

В 2019 году присвоено звание «Образцовый детский коллектив Челябинской области»

 

Педагоги коллектива разных лет:

Вагнер Нина Гейнриховна
Кожевникова Светлана Юрьевна (выпускница хореографического коллектива Ансамбля песни и танца им. Я.А.Вейцкина)
Кохум Людмила Николаевна

Шумилова Наталья Владимировна (выпускница коллектива «Перезвоны»)

Шурупов Сергей Александрович (выпускник коллектива «Перезвоны»)
Брижко Татьяна Викторовна (концертмейстер)
Гневко-Левко Екатерина Николаевна (концертмейстер)
Мансурова Светлана Вячеславовна (концертмейстер)
Ниасова Наталья Адольфовна (концертмейстер)
Пономарёва Лена Васильевна (концертмейстер)
Сонина Наталья Владимировна (концертмейстер)
Степанов Владимир Иванович (концертмейстер)

 

"Жизнь в танце", газета "Поколение NEXT", №2 (7) , 11 февраля 2013

 

Концертный репертуар

1.       «Веретёнце»(старшая группа). Постановка Н.Г.Вагнер. Русский, хороводный, муз.народная. 2010г.
2.      «Задоринки»(средняя группа). Постановка Н.Г. Вагнер. Русский, плясовой, муз.народная. 2002г.
3.      «Скоморошина»(средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Плясовой, муз.народная. 1997г.
4.      «Мы танцуем» (младшая группа).Постановка Н.Г.Вагнер. Немецкий танец. 1996г.
5.      «Где небо сходится с землей»(старшая группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2004г.
6.      «Семь девушек»(старшая группа). Постановка Н.Г.Вагнер. Башкирский танец, муз.народная. 2007г.
7.      «Солнышко-подсолнушки»(младшая и средняя группы). Постановка Г.Кореневского. Русский, хороводный, муз.народная. 1981г.
8.      «Какой  чудесный  день» (средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2009г.
9.      «Млада диковинка»(средняя группа). Постановка Б.Соколкина- Н.Г.Вагнер. Русский фольклор. 2003г.
10.  «Весну звали»(средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2010г.
11.  «Дорога домой»(старшая группа). Постановка Д.Чегодарь. Современный танец. 2012г.
12.  «Даль моя»(старшая группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец, муз. группы «Ивана Купала». 1999г.
13.   «Обе хороши» (дуэт, старшая группа). Постановка Вагнер Н.Г. Народный танец. 1996г.
14.   «Прекрасное далёко» (старшая  и средняя группы). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2013г.
15.   «Кумушки»  (старшая группа). Постановка Н.Г.Вагнер. Народный танец. 2014г.
16.   «Пусть всегда будем мы» (младшая группа). Постановка Л.Н.Кохум. Эстрадный танец. 2014г.
17.   «Befree»(старшая группа).  Постановка М.Е.Яковлевой. Эстрадный танец. 2014г.
18.   «Перед экзаменом» (старшая группа). Постановка Д.Чегодарь. Современный танец. 2015г.
19.   Дефиле «Виват» (средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2004г.
20.   «Фантазии на тему»(старшая группа).Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2007г.
21.   «Мечтая о любви» (старшая группа). Постановка С.А.Шурупова. Современный танец. 2011г.
22.   «Мы объявляем мир» (весь состав коллектива). Современный танец. 2015г.

 

Из воспоминаний Осиповой Татьяны Валентиновны, выпускницы хореографического коллектива «Перезвоны» 1991 года

«Перезвоны» - это увлекательный мир танцев, сказочных новогодних спектаклей, веселых гастрольных поездок, ярких и увлекательных впечатлений, без которых просто не  можешь жить.

В танцевальный коллектив Ансамбля песни и танца, а именно так тогда назывался коллектив «Перезвоны», меня записала мама, когда я училась в первом классе. Помню, пришла я в светлый зал, весь в зеркалах и нас встречают два педагога Вагнер Нина Гейнриховна и Кохум Людмила Николаевна, такие строгие, но очень внимательные и заботливые. Я, конечно же, очень благодарна нашим педагогам и наставникам. Именно они сумели привить нам любовь к танцу и вообще к искусству, сделали нас творческими, внимательными, добрыми и неравнодушными людьми.

За 10 лет занятий в танцевальном коллективе, он стал мне родным и любимым. В нем я действительно полюбила танцевать и получала от этого огромное удовольствие. Кроме того, танцы стали моим призванием. После школы я поступила в Челябинский государственный институт искусства и культуры, а по окончании еще  более 10 лет преподавала эстрадный танец, методику педагогического руководства хореографическим коллективом, актерское мастерство и режиссуру на хореографическом факультете Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Тот фундамент, который был заложен в меня в детском танцевальном коллективе, укрепился в стенах высшего учебного заведения, позволил мне год назад защитить диссертационное исследование в области педагогического преподавания хореографического искусства.

«Перезвоны» - это содружество увлеченных людей и сплав добрых традиций!

 Хореографический коллектив «Перезвоны», раскрыл в нас таланты, помог найти свой жизненный путь! Без него наше детство было бы не таким ярким, не таким интересным... Без него мы бы не стали теми, кем сейчас являемся!

 В настоящее время в коллективе сформировался тандем из профессиональных педагогов-хореографов, балетмейстеров (Вагнер Н.Г., Кохум Л.Н., Кожевникова С.Ю.) концертмейстеров, которые в ежедневном режиме помогают юным артистам осваивать искусство танца и музыки (Брижко Татьяна Викторовна, Степанов Владимир Иванович, Мансурова Светлана Вячеславовна). Благодаря нашим талантливым руководителям мы смогли раскрыться в танце с новой для себя стороны и увидеть себя совершенно в разных амплуа. Каждый наш концертный номер был особенным и уникальным,  начиная с подборки оригинального музыкального сопровождения и заканчивая необычной танцевальной лексикой и балетмейстерской задумкой.

Меня всегда поражало творческое разнообразие танцевального репертуара, грамотно выстроенная балетмейстерская работа для всех возрастных категорий коллектива, богатство возможностей исполнения и народного, и эстрадного и классического танца.

Весь репетиционный процесс, да и любой танец из репертуара нашего коллектива заставлял нас  активизировать память, воспитывать выносливость, чувствовать музыку, ритм, преодолеть чувство застенчивости и неуверенности в себе. Занимаясь в ансамбле, педагоги нас приучали к пунктуальности, и ответственности за себя и друг за друга, прививали нам традиции шефства над младшими участниками коллектива. Все мы старались не просто танцевать, а быть членами большой и дружной семьи. Проявляя педагогическую мудрость, наши педагоги давали нам возможность раскрыть свой творческий потенциал, самостоятельно сочинить и поставить танцевальную миниатюру, провести тренировочный урок, разработать и нарисовать эскизы костюмов к новому танцу и др.

Не часто удается в жизни увидеть такое содружество увлеченных и талантливых людей  и сплав добрых традиций. Кажется, что в этом коллективе все талантливы и поэтому счастливы. Это переполняющее детское чувство счастья и удовлетворения от того, что у тебя все удается и все получается, что ты нужна и необходима коллективу, как маленькая деталь большого механизма, мне захотелось передать моей дочери. И теперь уже она, участница коллектива «Перезвоны», делает свои первые творческие шаги в этом коллективе под чутким руководством наших бессменных руководителей.

Разные профессии мы выбрали в жизни после выпуска из танцевального коллектива, но творческое отношение к ней, заложенное в детстве, помогает нам сейчас чувствовать себя уверенней и жить интересней.

Люди, которые занимались в нашем танцевальном коллективе, никогда не станут бывшими танцорами. Большой зеркальный зал, любимые педагоги и, конечно, любимые танцы приходят даже во сне. И по себе могу сказать, что время, проведенное в детском танцевальном коллективе «Перезвоны» - золотое время моей жизни.

 

Из воспоминаний Марины Яковлевой, хореографа имидж-клуба «Светлана»,

выпускницы хореографического коллектива «Перезвоны» 1996 года

Для меня Дворец на Алом поле - это место, где я росла, училась понимать происходящее вокруг и радоваться этому. Двери нашего Дворца всегда были распахнуты для тех, кто хотел постигнуть премудрости наук или проникнуть в тайны искусства, кто жаждал научиться понимать и любить природу, ценить прекрасное. Каждый вновь пришедший мог рассчитывать на внимание, заботу, на понимание возникающих проблем и помощь в их разрешении.

Мне посчастливилось заниматься в танцевальном коллективе Дворца.  Все девять лет я не просто провела в стенах этого здания, а прожила в неповторимой творческой атмосфере. Можно вспомнить и рассказать о многом: о занятиях и репетициях, о поездках и гастролях, о   победах и разочарованиях и многом другом.

Концерты, конкурсы, спектакли – все это безумно интересно, но все это было потом… А начиналось все так: в шесть лет мне предложили заниматься в секции спортивной гимнастики и я с радостью согласилась. Вскоре я «заболела» этим видом спорта, тем более, что успехи были на лицо: тренер возлагал на меня большие надежды, готовил к соревнованиям и, кто знает, как сложилась бы судьба если бы не внезапная травма, а потом появился страх, апатия, неуверенность в собственных силах. Огонь, так ярко горевший, затух, и ничего не оставалось делать, как забыть о серьезных занятиях спортом.

После прекращения ежедневных интенсивных тренировок, занимавших ранее все свободное время, в моей жизни образовалась непривычная пустота, и эта проблема волновала не только меня, но и моих родителей. Однажды папа спросил: «Может быть ты будешь танцевать?» Помню, что на этот вопрос у меня четкого ответа не было. Однако отец расценил мою реакцию, как молчаливое согласие, за что я ему сегодня несказанно благодарна.

Так, в один из последних  летних дней 1987 года я оказалась во Дворце пионеров и школьников на Алом поле. Папа, что называется, за ручку привел меня на просмотр в танцевальный коллектив. Мне предстоял первый в жизни экзамен, и, робко заходя впервые в танцевальный класс, я, конечно, не предполагала тогда, что он станет для меня родным домом на многие годы.

Когда просмотр был уже позади, со мной и папой разговаривала стройная и красивая женщина, которую я в первый же момент выделила среди всех собравшихся педагогов, не зная еще, что это мой будущий учитель и наставник – Нина Гейнриховна.

Из этой беседы я четко запомнила одну фразу: «Марину мы возьмем ,  она нагонит…» Эти слова стали определяющими в ходе моей дальнейшей жизни в коллективе, да и в жизни вообще. Как важно было для семилетней  девочки услышать в свой адрес подобную похвалу. Тот факт, что в меня поверили, придал столько сил, энергии и уверенности в себе. Остается только сказать огромное спасибо тем, кто помог мне в самом начале пути – моим любимым родителям и педагогам. И одинаково люблю и уважаю каждую из моих обаятельных педагогов – Нину Гейнриховну Вагнер, Людмилу Николаевну Кохум, Светлану Юрьевну Кожевникову.

Сколько хочется поведать – и так мало времени. Какое множество нерассказанных историй: «Первый дебют», «Оперный театр», «Конкурс «Детство», «Новогодние елки во Дворце на Алом поле», «Черноморские гастроли», «Хрустальная капель», «Номер «Позови меня» - многие вещи сложно описать словами, например, неповторимую атмосферу на каждой репетиции, особенно во время работы с интереснейшими балетмейстерами. Невозможно не умилятся, с каким восторгом глядели мы, еще малышки, на старших девушек и юношей и как, спустя время радостные и счастливые ловили восхищенные взоры на себе самих.

Дворец стал для меня домом не только потому, что я проводила в нем значительную часть времени, а потому, что здесь мне всегда были искренне рады, готовы понять и в любую минуту прийти на помощь.

Мало найдется мест, где и сейчас я чувствую себя столь же спокойно и комфортно, как в своем родном коллективе.

Последнее изменение Среда, 04 декабря 2019 03:33
Вторник, 07 апреля 2015 14:18

Кохум Людмила Николаевна

Кохум Людмила Николаевна,  педагог, хореограф, отличник просвещения РСФСР, отличник Всероссийского музыкального общества.

В 1977 году окончила Челябинский государственный институт культуры и искусств по специальности «Культурно-просветительная работа. Руководитель самодеятельного хореографического коллектива». С 1977 по 1979 год работала в детской школе искусств г. Южноуральска.

Пришла работать педагогом во Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской в 1979 году. В 1979 -1990 годы -  педагог хореографического коллектива ансамбля песни и танца, с 1990 года - педагог хореографического коллектива «Перезвоны»

В рамках комплексной образовательной программы коллектива ведет предметы «Современный танец» и «Классический танец». 

Людмилу Николаевну отличают высокий художественный вкус, трудолюбие, глубокое знание выбранного жанра, требовательность к себе, ответственность за результаты своего труда, стремление к совершенству педагогического мастерства.

Л.Н.Кохум  имеет сертификаты обучения в международных школах по современному танцу в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге.

Педагог представляет свой опыт на открытых занятиях, мастер-классах для коллег города и области в рамках обучения по программам ЧИППКРО, а также слушателей городского клуба «В гостях у Терпсихоры», демонстрирует результат своего труда на конкурсах, фестивалях, концертах.

Коллектив «Перезвоны» успешно участвует в различных мероприятиях городского, областного, российского и международного уровней.  Танцы в постановке Л.Н. Кохум являются лауреатами и дипломантами конкурсов: «Без границ», «Слияние культур», «Урал собирает друзей», «Браво, дети!»,  «Хореография и театр», «Роза ветров»,   «Москва – Кыштым- транзит», «Ритмы планеты»,  «Детство», «Юная Терпсихора» и др.

Более 20 воспитанников Людмилы Николаевны, окончив Челябинский колледж культуры, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, работают педагогами-хореографами.

Кохум Людмила Николаевна – финалист городского конкурса специалистов воспитания и дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Л.Н.Кохум награждена почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. 

Кохум Л.Н.  Лауреат премии им. А. З. Иоголевича 2017г. , награждена юбилейным знаком «100-летия системы дополнительного образования» 2018г.

Последнее изменение Четверг, 24 октября 2019 14:53

Моржицкий Борис Иванович,  капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук, доцент, бывший военный атташе.

Борис Моржицкий – выпускник Дворца пионеров и школьников, занимался в туристско-краеведческом кружке,  которым руководил Юрий Петрович Кропотов.

Из воспоминаний Ю.П.Кропотова:

Борис Моржицкий, ученик школы школы № 121, занимался в кружке туризма и краеведения с середины пятидесятых годов в городском Доме пионеров, который находился в областной картинной галерее.  В программу занятий входило изучение техники и тактики туризма,  а также богатая практика походов: лыжных, водных, пеших, велосипедных, горных по Южному, Среднему и Северному Уралу, Кавказу.

Борис был очень любознательным, подвижным, способным, талантливым  мальчиком.

Вероятно, все туристические походы укрепили, развили в нем  любовь к путешествиям, к романтике, к природе, к открытиям, к организованности труда, дисциплине. После окончания школы он поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище, которое готовило первый выпуск морских офицеров для службы на атомных подводных лодках. После его окончания Борис служил на Дальнем Востоке. 

Кацев Владимир Зеликович (1929-2013), заслуженный архитектор Казахстана, почетный профессор Международной академии архитектуры стран Востока, почетный профессор Казахской государственной архитектурно-строительной академии, член правления Союза архитекторов республики Казахстан.

Родился на Украине. Рисованием занимался с детства. Семья Кацевых была эвакуирована в Челябинск в начале Великой Отечественной войны. Владимир Зеликович стал заниматься в изостудии Дворца пионеров и школьников у педагога Лошакова Михаила Мироновича.

В 1953 году окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, в 1963 году - аспирантуру при Академии архитектуры в Москве.

В 1959 году откомандирован в Госстрой Казахской ССР. С 1959 года - главный архитектор «Казгорстройпроекта». С 1967 года - главный архитектор, руководитель мастерской № 5 ГПИ «Алмаатагипрогор». С 1989 года - главный архитектор проектов архфонда Союза архитекторов Республики Казахстан.

С 2010 года - председатель Алматинского городского филиала Союза архитекторов Республики Казахстан.

Среди работ: рельеф на фронтоне театра юного зрителя в г.Алматы (1963, художники Е.Сидоркин, О.Богомолов), памятник Чапаеву В.И. в г.Уральск (скульпторы М.Айнеков, Б.Тулеков, архитектор П.Кривенко), фонтан «Семиречье», памятник писателю Г.Мусрепову в г.Алматы (скульптор К.Сатыбалдин), памятник А.Молдагуловой в г.Актюбинск.

Является автором и главным архитектором проектов строительства в Казахстане: Дворца спорта им.Балуана Шолака, плавательного бассейна «Динамо», плавательного бассейна и спортивного зала горнолыжной базы Чимбулак, высокогорного спортивного комплекса «Медеу», здания Алматинского цирка и мн.др.

Неоднократный участник республиканских и зарубежных художественных выставок.

Владимир Зеликович Кацев - лауреат Государственной премии СССР (1975), Ордена Курмет (1999), награжден золотой медалью Союза архитекторов Республики Казахстан (1999), ветеран труда.

 

Библиография:

  1. Энциклопедия Алматы
  2. Материалы сайта «Кто есть кто в республике Казахстан»

 

Бессмертные дела современников

«Сейчас  стал популярен  здоровый и культурный досуг, особенно популярно катание на коньках. Причём, многие хотели бы получать удовольствие, и улучшать своё здоровье занимаясь катанием на коньках, не только зимой, но и в другое время года тоже.
Однажды, по телевизору, увидела, что где-то в Подмосковье, собираются строить круглогодичный ледовый каток под открытым небом. Для проектирования такого сооружения будут приглашены специалисты из Европы, имеющие опыт по созданию таких объектов.
Я была очень удивлена, узнав, о том, что опытные специалисты приглашаются из такого далека. Хотя, теперь уже, тоже рубежом, только гораздо ближе по духу и особенностям жизни, существуют  бывшие свои специалисты. Специалисты, которые спроектировали и построили объекты аналогичных требований.
Объекты эти, не имеют аналогов в мире по сложности конструкций, и удовлетворяющие огромным требованиям.
Я имею в виду высокогорный спортивный комплекс «Медео», который расположен на высоте 1691,2 м. над уровнем моря в горном урочище реки Малой Алматинки, что в предгорьях  Тянь-Шаня, в Казахстане.
Одним из главных авторов «Медео» является архитектор Владимир Кацев. Заслуженный архитектор Казахстана, лауреат Государственной премии СССР, почетный профессор Международной академии архитектуры стран Востока, почетный профессор Казахской государственной архитектурно-строительной академии, член правления Союза архитекторов республики РК, Владимир Зеликович не просто любит город у гор, он один из создателей его современного облика.
С 2010 года по настоящее время – председатель Алматинского городского филиала Союза архитекторов РК.
Неоднократный участник республиканских и зарубежных художественных выставок.
Заслуженный архитектор РК. Почетный архитектор РК.
Хобби – ювелирный дизайн, акварель, графика.
Литературные пристрастия – хорошая поэзия.
Как и многие дети, Владимир Кацев любил в детстве рисовать. Тогда его семья жила в  Харькове. Родители были инженеры-конструкторы. С ранних  лет отец  водил сына в Художественную галерею, одну из лучших в СССР.
Многое запомнилось из детских культ. походов. А со 2-го класса родители стали водить в изостудию Дворца пионеров.
Когда началась война, ХТЗ перебазировали в Челябинск. В то время мальчик заканчивал 5-й класс и вновь пошел в изостудию Дворца пионеров. Хотел быть скульптором — вырезал из дерева лосей, оленей. Инструментов тогда не было, затачивали ножи из обломков ножовок.
Из интервью Кацева В.З. одной из казахстанской газет:
«…Всем нам очень повезло с учителем. Михаил Миронович Лошаков еще в Первую мировую войну окончил художественную школу.
Так вот, наш учитель был сезаннист. А мы, школяры, об этом и понятия не имели. Сезанн, Матисс, Пикассо, Модильяни — все были за семью печатями. Это же не социалистический реализм. И Михаил Миронович начал нам открывать глаза. Преподавал он нам с 5-го до 9-го класса, потом ему это запретили, а затем и уволили.
 Сидел я за одной партой с будущим известным скульптором-академиком, народным художником СССР, президентом Урало-Сибирского филиала Академии художеств Львом Николаевичем Головницким. После окончания школы стал я думать, куда поступать. Решил: только туда, где будет общежитие — денег на частный угол не было. Приемлемый ответ пришел лишь из Харьковского инженерно-строительного института (ХИСИ): если поступите — поселим.
— Такой вот случайный момент может стать в жизни поворотным.
 — Да все в нашей жизни случайно, и наше появление на свет — тоже. Встречаю в ХИСИ своего приятеля, еще довоенного, он учился на 2-м курсе архитектурного факультета: «Хочу, — говорю, — на скульптурный». А он: «Да кому это нужно!» — «А что нужно?» — «Строить нужно! Проектировать!» Харьков за время войны был ужасно разрушен, дважды переходил из рук в руки. Отнес я документы, конкурс был страшный — фронтовики шли вне конкурса. Из школьников нас поступило двое, потому что спецпредмет — рисунок, акварель — мы сдали на пятерки. Выучку я получил в Челябинске — дай Бог всякому! И в ХИСИ рисунок, акварель и лепка входили в число приоритетов. Не сделаешь несколько десятков натурных этюдов — не получишь зачет. Мы все стали и рисовальщиками неплохими, и скульпторами-лепщиками 5-го разряда.
 Я несколько лет преподавал в Казахской государственной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) и с сожалением говорю, что у нас всей этой подготовке внимания уделяется несравнимо меньше.»
Медео - самый высокогорный комплекс в мире для зимних видов спорта (скоростной бег на коньках, хоккей с мячом , фигурное катание и др.), с площадью искусственного ледового поля - 10,5 тыс. кв. м., толщина ледового покрытия на катке составляет 2,3 метра из материалов 20 наименований .Арена стоит на железобетонной плите , под которой проложено 170 км труб с хладоносителем. Одновременно ледовая арена вмещает в себя от 2 до 3 тысяч человек. Вместимость трибун после реконструкции увеличена с 7200 до 8500 зрителей. Установлено новое мультимедийное табло, позволяющее отражать результаты спортивных игр, транслировать телепрограммы, тематические и рекламные ролики. Новые современные холодильные установки, позволяют поддерживать лед с 1 октября по 1 апреля. Со стороны гл. подъезда и сев. ворот ледовая арена имеет многоярусный пандус и лестницу красного гранита , в виде горных скал. Выполнены над сев. стороной арены, со стороны стадиона световое табло пл. 260 кв.м ; с внешней стороны над входом- висит огромный рельеф «Конькобежцы» (худ. Я.Нимец, В.Константинов).
Дворец спорта республики, плавательный бассейн «Динамо», пансионат, плавательный бассейн и спортивный зал горнолыжной базы Чимбулак, здание Алма-Атинского городского акимата, фонтан «Восточный календарь» у здания Академии наук РК (совместно с художниками В. Твердохлебовым и А. Татариновым).
Особой гордостью зодчего являются его работы, конечно же, высокогорный спортивный комплекс  «Медео» и Казахский государственный цирк.
 Вот, что рассказал об одном из любимых своих архитектурных творений – цирке, сам мастер в том же интервью:
— Цирк, как чашечка цветка, над всей мишурой возвышается.
 — Тем не менее этому цветку был нанесен серьёзный ущерб в результате всяких перестроек в ходе коммерциализации. И все же в нем такой запас прочности — и эстетической, и технологической, что на сегодняшний день это здание по своему классу одно из лучших в мире. Знаю это со слов моих коллег-москвичей.
Мало кто догадывается, что цирк — это объект особой сложности. Во-первых, там сотни закладных деталей, куда цепляются лонжи, канаты, сетки для страховки. Желательно, чтобы во всех цирках эти детали были на одних и тех же местах, потому что гастролеры из разных стран должны за один-два дня освоить новую для них арену. Во-вторых, масса линий внутренней и внешней связи, включая правительственную.
… схема размещения линий связи — моя. Приходя в цирк, никто не видит коммуникационной «анатомии», все красиво. Потому что спрятано. Но не в этом самые главные сложности.
… по циркам никаких нормативных материалов не было и нет по сей день. Мне понадобилось встречаться и с Юрием Никулиным, и с Игорем Кио, и с Вальтером Запашным. Вся необходимая информация собиралась по крупицам. Такой сбор ведется почти по каждому новому объекту. Всякий раз как в первый раз.
... В цирке ведь свои законы и порядки. Допустим, ваш номер связан с серьезным риском, но если вы сможете доказать худсовету свое право выступать без страховки и лонжи, то — пожалуйста. Случись на стройке ЧП — прораба могут и посадить. А в цирке, если воздушный гимнаст упал на арену и сломал ногу или разъяренный хищник ободрал дрессировщика, — ну что ж, это собственный риск артиста, издержки номера, несчастный случай. Это цирк!
… удалось отстоять для Алма-Аты наш проект индивидуального цирка…»
 Аналогов Казахстанского цирка не существует нигде в мире.
Во время учёбы в институте, на лекциях по «Истории современной архитектуры», наряду с лекциями о зарубежном зодчестве, нам рассказывали о современных  отечественных архитекторах тоже.
С гордостью наш преподаватель рассказывал о нашем соотечественнике Кацеве В.З., выдающемся архитекторе, который, к тому же, был не просто соотечественник, а ещё и преподавал в нашем ВУЗе. И, добавлял при этом, что если бы Кацев где-нибудь в другой стране запатентовал хотя бы одно из своих конструкторских изобретений, он мог бы жить безбедно до конца своих дней, нигде не работая.
Мне довелось столкнуться с этим человеком в очень близком общении. Это произошло всё случайно, во время моей учёбы в институте на защите одного из учебных проектов – проект типографии.
Свои работы, вычерченные тушью, и красиво поданные в цвете, мы – студенты, выставляли в рекреации, а наши преподаватели ходили возле наших работ, и занимались их обсуждением и оценивая .
Случилось так, что мой преподаватель, с которым я делала свою учебную работу,  заболел, и защищать меня было некому.
Стоят наши подрамники, буквой «П» в рекреации, и обсуждают  преподаватели каждую работу персонально. Я наблюдаю за всем этим действом издалека, из коридора. Только доходит дело до моего подрамника, всю эту комиссию кто-нибудь, да уведёт к другому. Я уже совсем было расстроилась, как вдруг приходит какой-то мужчина с фотоаппаратом и начинает рассматривать все выставленные подрамники.
Я потом узнала, что это был Владимир Зеликович. И именно ему я благодарна за ту отличную оценку за проект типографии. Это он защитил меня на том выставлении проектов. Тогда я поняла, что и у меня тоже  может что-то получаться.
Владимир Кацев является не только архитектором, но и великолепным  рисовальщиком, отличным конструктором и преподавателем».

Евдокия Иванова

Литературный портал