Открытая энциклопедия Дворца
Children categories
Иоголевич Иван Александрович
Иоголевич Иван Александрович, директор Дворца пионеров и школьников с 2010 года, педагог, Почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2005».
В школьные годы был членом городского комсомольского штаба «Ровесник» (штаб работал на базе Дворца пионеров и школьников). Девиз штабистов «Лучше трудно, чем нудно» стал девизом Ивана Александровича в жизни.
В 1988 году с серебряной медалью окончил физико-математическую школу № 31, поступил на физический факультет Челябинского государственного педагогического института. Через год после окончания школы был принят на должность старшего пионервожатого. С 3-го курса начал работать учителем физики, преподавал физику в средней школе № 30, с 1991 года - учитель-стажер в 31-м лицее. В 1993 году окончил с отличием институт по специальности «учитель физики и математики». В 2005 году - абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года». В этом же году был избран Депутатом Законодательного собрания Челябинской области IV созыва.
С 1993 года работает учителем физики в профильных классах лицея № 31, ведет кружки, готовит своих учеников к олимпиадам. С 2004 по 2010 годы - заместитель директора лицея по научно-методической работе. Под его руководством более 15 лет проводятся профильные физические школы с участием старшеклассников из Челябинской области и других регионов России. Среди учеников Ивана Александровича победители Всероссийских и Международных олимпиад по физике.
Иван Александрович - лауреат премий Президента РФ и Губернатора Челябинской области за работу с одаренными детьми, награжден медалью ЗСО «За заслуги в законотворческой деятельности», лауреат премии Фонда «Династия» «Наставник будущих ученых», председатель Общественного совета при Законодательном собрании Челябинской области по вопросам образования и науки, член коллегии Министерства образования и науки Челябинской области, правления Челябинской областной организации Общероссийской общественной организации — Общество «Знание» России.
В июне 2010 года Иван Александрович назначен директором Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской.
Под руководством Иоголевича И.А. коллектив Дворца приступает к реализации нескольких инновационных проектов:
- институциональный инновационный проект «Интеграция дополнительного и общего образования в рамках ФГОС» в начальной школе (с 2011 года);
-муниципальный инновационный проект «Создание городской системы организации и сопровождения работы с одаренными детьми», в рамках которого разработан и апробирован инновационный образовательный проект «Школа олимпиадников» (с 2012 года);
- муниципальный инновационный проект «Создание городской системы по развитию дополнительного образования» (с 2013 года)
В конце 2012 года Дворец получил статус Федеральной стажировочной площадки по распространению моделей успешной социализации детей по направлению: развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей.
При поддержке Ивана Александровича во Дворце появляются новые детские объединения: спортивное объединение «Фехтование на саблях», детская студия Олега Митяева «Светлое будущее», школа профессиональной подготовки «Детская полицейская академия», студия выходного дня «Золотой ключик», студия театральных проектов «Карнавал» и др.
Мохина Лия Семеновна
Хрусталек
«Хрусталек», оркестр народных инструментов.
В 60-80-ые годы оркестр народных инструментов работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской в составе ансамбля песни и танца. Одним из руководителей оркестра была Семенюк Лидия Васильевна.
В сентябре 1996 года идея восстановления оркестра народных инструментов, как составной части ансамбля песни и танца была претворена в жизнь. Ее инициаторами были Владимир Иванович Лавришин и Лидия Евгеньевна Молчанова. Основу коллектива в то время составляли воспитанники оркестра центральной музыкальной школы. Педагогами оркестра были студенты Челябинского института искусства и культуры: Панова (Лежнина) Елена Юрьевна, Ануфриева Елена Александровна, Журавлева Анна Леонидовна.
Благодаря таланту и упорству молодых педагогов к началу 2000 годов основу оркестра составляли уже воспитанники Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. В 2002 году в состав оркестра вошел ансамбль баянистов-аккордеонистов «Октава». В этом же году оркестр возглавила Елена Юрьевна Лежнина.
Весной 2003 года состоялось первое самостоятельное выступление коллектива на всероссийском конкурсе «Москва – Кыштым транзит». С этого времени оркестр - не только часть ансамбля песни и танца, но и активно развивающийся самостоятельный коллектив. Участвуя во всероссийском конкурсе «Роза ветров» оркестр был дипломантом 3 степени (2004, 2008) и дипломантом 1 степени (2005, 2006). На протяжении всего времени развития коллектив – неоднократный лауреат городского конкурса детского творчества «Хрустальная капель». В 2014 году оркестр был удостоен специального приза в инструментальном жанре (номинация «Профи»). С 2002 года оркестр - постоянный участник регионального конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов имени Р.Я.Розенфельда, в 2014 году стал лауреатом 2 степени. Оркестр - лауреат всероссийского конкурса «Урал собирает друзей» (2011-2015).
Имя коллектива известно не только в России, но и за рубежом. В 2006 году оркестр успешно дебютировал на международном фестивале «Золотая раковина» (Венгрия). А в 2010 году стал лауреатом 1 степени международного фестиваля «Полет колибри» (г.Хельсинки, Финляндия). В этом же году оркестр приобрел название «Хрусталек» по мотивам одного из произведений репертуара коллектива («Горный хрусталек» А.Прибылова). Данное произведение - визитная карточка оркестра.
Воспитанники оркестра побывали и во всероссийском детском центре «Океан». В 2008 году - всероссийский фольклорный фестиваль «Российский восход»; в 2011 году - международный фестиваль-конкурс детского творчества «Дети мира» (солисты оркестра Анна Романова и Егор Бородин); в 2011 году - Фестиваль национальных культур «Россия – Родина моя!» и в 2014 году - всероссийский конкурс «Хоровод традиций».
Ансамбль гитаристов (Михаил Плешаков, Илья Сытый, Андрей Зорин, Кирилл Андриевских, педагог Елена Юрьевна Лежнина) стали дипломантами всероссийского фестиваля «Роза ветров» и II всероссийского фестиваля ансамблей щипковых инструментов «Хрустальные струны». Ансамбль «Концертино» (Александр Копанев, Алексей Нестеркин, Дмитрий Резвушкин, Мария Самарина, педагог Олеся Юрьевна Кузнецова) - дипломанты всероссийского фестиваля «Роза ветров». Дуэт гитаристов (Алена Колотыгина, Игорь Шадрин, педагог Михаил Борисович Семашко) - дипломанты всероссийского конкурса юных гитаристов «Классическая гитара на Урале – 2006» и ВИА «Квинт» (педагог Михаил Борисович Семашко) - дипломанты областного фестиваля авторской песни и вокально-инструментальной музыки «Весенний». Дуэт Егор Бородин и Дмитрий Викторович Сухоруков - лауреат городского фестиваля-конкурса «Хрустальная капель», открытого городского конкурса «Учитель – ученик» и лауреат всероссийского фестиваля «Урал собирает друзей». Ансамбль баянистов-аккордеонистов (педагоги Геннадий Вениаминович Владельщиков и Дмитрий Викторович Сухоруков) - дипломанты и лауреаты городского фестиваля-конкурса «Хрустальная капель». Ансамбль гитаристов (педагог Татьяна Вячеславовна Гришунина) - лауреат открытого конкурса творческих работ «Детства яркая страна», дипломант всероссийского фестиваля «Урал собирает друзей».
Самые высокие достижения солистов оркестра:
Александр Копанев – дипломант IIвсероссийского фестиваля «Workshop-2006» и международного фестиваля «Роза ветров» в Чехии (г. Телч)
Елена Рыжова (Матюхина) - лауреат городского фестиваля-конкурса «Хрустальная капель», дипломант всероссийского конкурса юных гитаристов «Классическая гитара на Урале -2006».
Алексей Крохалев – лауреат областного фестиваля авторской песни и вокально-инструментальной музыки «Весенний».
Елизавета Смирнова – дипломант городского фестиваля-конкурса «Хрустальная капель» и открытого городского конкурса «Учитель – ученик», дипломант международного фестиваля-конкурса «Территория музыки – Без границ».
Анна Романова – лауреат городского конкурса «Учитель – ученик» (Челябинск), дипломант международного фестиваля-конкурса «Территория музыки – Без границ» (г. Санкт-Петербург), лауреат и обладатель специального приза городского фестиваля-конкурса «Хрустальная капель», дипломант международного фестиваля-конкурса детского творчества «Дети мира» (ВДЦ «Океан»), лауреат всероссийского конкура «Урал собирает друзей» (г.Екатеринбург).
Егор Бородин - лауреат городского конкурса «Учитель – ученик» (г. Челябинск), дипломант международного фестиваля-конкурса «Территория музыки – без границ» (г. Санкт-Петербург), дипломант международного фестиваля-конкурса детского творчества «Дети мира» (ВДЦ «Океан»), лауреат всероссийского конкурса «Урал собирает друзей» (г. Челябинск).
Воспитанники оркестра Елизавета Смирнова и Егор Бородин - стипендиаты главы города Челябинска, Михаил Плешаков – стипендиат губернатора Челябинской области.
За высокое исполнительское мастерство и активную творческую деятельность в 2007, 2013 годы оркестру присвоено звание «Образцовый детский коллектив», в 2018 году - "Образцовый детский коллектив Челябинской области".
Педагоги оркестра разных лет:
Ануфриева Елена Александровна
Бондарева Ольга Владимировна
Брижко Татьяна Викторовна (концертмейстер)
Букреева Ирина Геннадьевна
Владельщиков Геннадий Вениаминович
Грехова Наталья Егоровна
Гришунина Татьяна Вячеславовна
Дорошина Наталья Владимировна
Дягилева Лариса Михайловна
Журавлева Анна Леонидовна
Клешнина Мария Александровна
Климонов Данил Владимирович
Кудакаева Эльмира Радиковна
Кузнецова Олеся Юрьевна
Лавришин Владимир Иванович
Лежнина Елена Юрьевна
Михайлов Николай Евгеньевич
Пашкова Любовь Михайловна
Матюхина (Рыжова) Елена Владимировна
Семашко Михаил Борисович
Семенюк Лидия Васильевна
Сухоруков Дмитрий Викторович
Степанов Владимир Иванович (концертмейстер)
Стоянова (Кармакова) Анна Юрьевна (концертмейстер)
Репертуар оркестра народных инструментов
Оркестр:
-А. Прибылов «Горный Хрусталек»
-Дж. Гершвин «Хлопай в такт»
-Джо Приват, М. Виттне «Колдунья»
-Ю. Зацарный «Брыньковский казачок»
-Е. Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
-О. Хромушин «Часы»
-Обработка Н.Шахматова «Под окном черемуха колышется»
-Г. Кена «Да, да!»
-Е. Поплянова «Адажио для Антонио Вивальди»
-И. Ивановичи «Дунайские волны»
-Я. Френкель Музыкально-хореографическая композиция «Журавли»
-Муз. Новикова, сл.Шведова Музыкально-хореографическая композиция «Смуглянка»
-Музыкально-хореографическая композиция «Калинка»
Ансамбли:
-В. Козлов «Испанский танец»
-Д. Лерман «Испанский танец»
-Karunesh«Следуй за своим сердцем»
-К. Меладзе Песня из кинофильма «Оттепель»
-А. Копанев «Импровизация в испанском стиле»
-В. Высоцкий «Лирическая»
-Попурри на темы военных песен
Дуэт:
-В. Елецкий «Подпрыгивающий Джип»
-Х. Герлах «Танцующие пальцы»
-А. Вивальди «Эльфийская ночь»
-А. Бызов «Казаки»
Соло:
-Рамирес «Странники»
-Из репертуара группы «ЧИЖ и К» «Полонез»
-С. Марышев «Незнакомая звезда»
-Обработка В.Городовской «У зори – то, у зореньки»
-Дж. Гершвин «Хлопай в такт»
-П.Чайковский «Осенняя песня»
-А. Копанев «Импровизация в испанском стиле»
-Д. Климонов «Прелюдия»
-М. Линнеман «Ночной шепот»
Попцов Сергей Алексеевич
Попцов Сергей Алексеевич (1917-1997), педагог, музыкант, ветеран Великой Отечественной войны. Был призван в армию в 1939 году. Прошел всю войну, закончил в Кенигсберге. После войны продолжил службу. До 1963 года служил в автомобильном училище. Участвовал в сводном оркестре на параде у Бранденбургских ворот в 1945 году.
Работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской в 1967- 1988 годы руководителем детского духового и эстрадного оркестров.
О своём отце вспоминает младший сын Сергея Алексеевича – Герман Сергеевич Попцов,начальник Управления организации трудовой занятости спецконтингента, заместитель начальника ГУФСИН России по Челябинской области:
Мой отец родился в 1917 г. в Вятке. Прослужил в армии в общей сложности 27 лет. Начинал он в 1939 г. на Дальнем Востоке, куда его призвали. Кажется, он даже поучаствовал в событиях при Халхин-Голе. За два месяца до начала войны он демобилизовался. Началась война, и его снова призвали. Так он и прослужил в армии до 1963 г. Я видел его фронтовую книжку - там список послужной, ранения… Отец был старшиной роты разведки, служил в кавалерии. Часто рисковал жизнью. Даже от Климента Ворошилова получал благодарственное письмо за хорошее содержание своей гнедой. У него и бурка была. Закончил войну в Кенигсберге (ныне Калининград). По-моему, они брали дачи Г. Геринга. Во время этих боёв он получил ранение.
Однажды, уже в последние годы жизни, он был на параде Победы. Подошёл корреспондент. Обсуждали тему войны, и отец рассказал, что участвовал в сводном параде у Бранденбургских ворот. [Речь идёт о Берлинском параде Победы союзных войск во Второй мировой войне. Парад состоялся 7 сентября 1945 г. в Берлине. – Н. Р.]
…Любовь к музыке у него была с самого детства. Думаю, он ещё до войны начал музыке учиться, а потом профессионально заниматься ею. В армии увлечение музыкой имело продолжение. В итоге отец закончил службу в должности капельмейстера. После демобилизации он недолго был руководителем духового оркестра Дворца культуры завода имени Серго Орджоникидзе (ныне ДК "Станкомаш") [Информация нуждается в уточнении – возможно, речь идёт и о другом машиностроительном заводе, который находился по «дороге в сторону Копейска» - Н. Р.] Я помню, как мы с отцом приезжали во Дворец культуры, помню его выступления, мероприятия.
Очевидно, благодаря кругу общения с музыкантами его пригласили во Дворец пионеров, пригласил сам директор Кропотов. И он прижился и достаточно долго работал. Это по душе ему было.
Дома отец не музицировал. Музицировал только я. У меня было две специализации – по классу ксилофона и трубы. Я занимался там же в кружке при Дворце пионеров. У меня даже были сольные выступления. Это как-то само собой получилось. Вначале он просто брал меня на репетиции, а потом я втянулся.
В дворцовском коллективе обстановка была семейная. Этому во многом способствовали ежегодные летние выезды на природу. Из разных секций Дворца собирали коллектив, такую «бригаду единомышленников» - более сорока человек – и отправлялись в летний лагерь.
Помню, как он сидел вечерами, расписывал аранжировки для своего оркестра. Дома разговорам о Дворце пионеров уделялось много внимания. Он практически жил во Дворце...
Так получилось, что в нашей семье больше музыкой никто не занимается. Я «технарь» по жизни: и поступил в технический вуз, и в армии был в техническом направлении, и сейчас руковожу производством. И дети – и мои, и моего старшего брата получили технические профессии. Но то, что отец вложил в нас, останется.
О своём педагоге вспоминает Виктор Риккер,джазовый музыкант, барабанщик, солистпопулярных ансамблей «Уральский диксиленд» народного артиста России Игоря Бурко, «Live’R’Pool» и др.
Благодаря этому человеку я стал заниматься музыкой…Я пришёл во Дворец в 1971 году, параллельно занимался фанфарами и барабанами и играл в духовом оркестре. Сначала - на духовом теноре, потом - на духовом альте, а потом я попросился у Сергея Алексеевича на валторну. Но у валторны своей партии не было, поэтому в духовом оркестре я дублировал либо партию альтов, либо партию баритонов. Примерно через год меня взяли в эстрадный оркестр. И первым моим инструментом стала гитара. Тогда это было модно, считалось «верхом», если ты играешь на гитаре. Все же были увлечены «Битлз»!
…В эстрадном ансамбле я взял гитару, а Толя Воронин – бас-гитару, потом мы поменялись. Для начала Сергей Алексеевич дал нам разучить популярную песню «Червона рута». К нам присоединились ещё два человека - Витя Саломатов на барабанах и Слава Попов на тенор-саксофоне. Позднее наш квартет даже приглашали на слёт Научного общества учащихся. Его участники жили в гостинице «Турист». И мы там жили несколько дней, играли танцевальную программу по вечерам. И во Дворце выступали на разных мероприятиях.
Как забудешь такое?! Это же детство! Сергей Алексеевич не просто учил нас нотной грамоте, он учил пониманию музыки. Благодаря ему я получил первые навыки игры в биг-бэнде, в малом эстрадном ансамбле. И это не громкие слова. У нас не было самостоятельных репетиций, мы всё время занимались под его присмотром. Сергей Алексеевич нам помогал, он знал, как должен звучать тот или иной инструмент и весь ансамбль в целом. Он показывал нам всё, как мог, на фортепиано: он немножко владел инструментом. Он делал аранжировки, расписывал все партии. А играли мы что-то на грани с джазом.
Каким нам виделся Сергей Алексеевич? Взрослым, видевшим жизнь человеком. Он был фронтовик и всегда ходил с наградными колодками. Не выпускал папироску. Это, в первую очередь, был военный духовой музыкант, который всю жизнь играл в духовом оркестре. Он играл на баритоне, на тромбоне, но, к сожалению, я почти не слышал, как он играет, потому что когда я начал заниматься, Сергей Алексеевич был уже в возрасте. Не мог, как прежде, играть, зато был такой «живчик», всегда нам всё объяснял.
Он никогда не навязывал репертуар. В старшем эстрадном ансамбле под его руководством играл мой брат [Владимир Риккер – ныне известный джазовый музыкант, контрабасист, солист ансамбля «Уральский диксиленд» - Н.Р.]. В их репертуаре было всё – модные тогда инструментальные композиции американской группы «Ventures», что-то из «Битлз». Он соглашался, так как это не выходило за рамки дозволенного. Воспринимал, как красивую современную музыку, помогал в аранжировках.
Через «школу» Попцова прошло очень много челябинских музыкантов. Это мы с братом, гитарист Владимир Конюхов, братья Олег и Вячеслав Тергалинские... Сергей Алексеевич был для нас, как отец родной. Такая дружба была в коллективе! Он дружил с нашими родителями, интересовался всем - чем ребёнок занимается помимо Дворца пионеров, узнавал, как в школе учится. Мы ведь даже должны были показывать во Дворце свои школьные табели успеваемости. Нас контролировали, чтобы занятия во Дворце не отвлекали от основной учёбы.
Материалы предоставила музыковед и журналист Наталья Риккер
Попцов Сергей Алексеевич
Попцов Сергей Алексеевич (1917-1997), педагог, музыкант, ветеран Великой Отечественной войны. Был призван в армию в 1939 году. Прошел всю войну, закончил в Кенигсберге. После войны продолжил службу. До 1963 года служил в автомобильном училище. Участвовал в сводном оркестре на параде у Бранденбургских ворот в 1945 году.
Работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской в 1967- 1988 годы руководителем детского духового и эстрадного оркестров.
О своём отце вспоминает младший сын Сергея Алексеевича – Герман Сергеевич Попцов,начальник Управления организации трудовой занятости спецконтингента, заместитель начальника ГУФСИН России по Челябинской области:
Мой отец родился в 1917 г. в Вятке. Прослужил в армии в общей сложности 27 лет. Начинал он в 1939 г. на Дальнем Востоке, куда его призвали. Кажется, он даже поучаствовал в событиях при Халхин-Голе. За два месяца до начала войны он демобилизовался. Началась война, и его снова призвали. Так он и прослужил в армии до 1963 г. Я видел его фронтовую книжку - там список послужной, ранения… Отец был старшиной роты разведки, служил в кавалерии. Часто рисковал жизнью. Даже от Климента Ворошилова получал благодарственное письмо за хорошее содержание своей гнедой. У него и бурка была. Закончил войну в Кенигсберге (ныне Калининград). По-моему, они брали дачи Г. Геринга. Во время этих боёв он получил ранение.
Однажды, уже в последние годы жизни, он был на параде Победы. Подошёл корреспондент. Обсуждали тему войны, и отец рассказал, что участвовал в сводном параде у Бранденбургских ворот. [Речь идёт о Берлинском параде Победы союзных войск во Второй мировой войне. Парад состоялся 7 сентября 1945 г. в Берлине. – Н. Р.]
…Любовь к музыке у него была с самого детства. Думаю, он ещё до войны начал музыке учиться, а потом профессионально заниматься ею. В армии увлечение музыкой имело продолжение. В итоге отец закончил службу в должности капельмейстера. После демобилизации он недолго был руководителем духового оркестра Дворца культуры завода имени Серго Орджоникидзе (ныне ДК "Станкомаш") [Информация нуждается в уточнении – возможно, речь идёт и о другом машиностроительном заводе, который находился по «дороге в сторону Копейска» - Н. Р.] Я помню, как мы с отцом приезжали во Дворец культуры, помню его выступления, мероприятия.
Очевидно, благодаря кругу общения с музыкантами его пригласили во Дворец пионеров, пригласил сам директор Кропотов. И он прижился и достаточно долго работал. Это по душе ему было.
Дома отец не музицировал. Музицировал только я. У меня было две специализации – по классу ксилофона и трубы. Я занимался там же в кружке при Дворце пионеров. У меня даже были сольные выступления. Это как-то само собой получилось. Вначале он просто брал меня на репетиции, а потом я втянулся.
В дворцовском коллективе обстановка была семейная. Этому во многом способствовали ежегодные летние выезды на природу. Из разных секций Дворца собирали коллектив, такую «бригаду единомышленников» - более сорока человек – и отправлялись в летний лагерь.
Помню, как он сидел вечерами, расписывал аранжировки для своего оркестра. Дома разговорам о Дворце пионеров уделялось много внимания. Он практически жил во Дворце...
Так получилось, что в нашей семье больше музыкой никто не занимается. Я «технарь» по жизни: и поступил в технический вуз, и в армии был в техническом направлении, и сейчас руковожу производством. И дети – и мои, и моего старшего брата получили технические профессии. Но то, что отец вложил в нас, останется.
О своём педагоге вспоминает Виктор Риккер,джазовый музыкант, барабанщик, солистпопулярных ансамблей «Уральский диксиленд» народного артиста России Игоря Бурко, «Live’R’Pool» и др.
Благодаря этому человеку я стал заниматься музыкой…Я пришёл во Дворец в 1971 году, параллельно занимался фанфарами и барабанами и играл в духовом оркестре. Сначала - на духовом теноре, потом - на духовом альте, а потом я попросился у Сергея Алексеевича на валторну. Но у валторны своей партии не было, поэтому в духовом оркестре я дублировал либо партию альтов, либо партию баритонов. Примерно через год меня взяли в эстрадный оркестр. И первым моим инструментом стала гитара. Тогда это было модно, считалось «верхом», если ты играешь на гитаре. Все же были увлечены «Битлз»!
…В эстрадном ансамбле я взял гитару, а Толя Воронин – бас-гитару, потом мы поменялись. Для начала Сергей Алексеевич дал нам разучить популярную песню «Червона рута». К нам присоединились ещё два человека - Витя Саломатов на барабанах и Слава Попов на тенор-саксофоне. Позднее наш квартет даже приглашали на слёт Научного общества учащихся. Его участники жили в гостинице «Турист». И мы там жили несколько дней, играли танцевальную программу по вечерам. И во Дворце выступали на разных мероприятиях.
Как забудешь такое?! Это же детство! Сергей Алексеевич не просто учил нас нотной грамоте, он учил пониманию музыки. Благодаря ему я получил первые навыки игры в биг-бэнде, в малом эстрадном ансамбле. И это не громкие слова. У нас не было самостоятельных репетиций, мы всё время занимались под его присмотром. Сергей Алексеевич нам помогал, он знал, как должен звучать тот или иной инструмент и весь ансамбль в целом. Он показывал нам всё, как мог, на фортепиано: он немножко владел инструментом. Он делал аранжировки, расписывал все партии. А играли мы что-то на грани с джазом.
Каким нам виделся Сергей Алексеевич? Взрослым, видевшим жизнь человеком. Он был фронтовик и всегда ходил с наградными колодками. Не выпускал папироску. Это, в первую очередь, был военный духовой музыкант, который всю жизнь играл в духовом оркестре. Он играл на баритоне, на тромбоне, но, к сожалению, я почти не слышал, как он играет, потому что когда я начал заниматься, Сергей Алексеевич был уже в возрасте. Не мог, как прежде, играть, зато был такой «живчик», всегда нам всё объяснял.
Он никогда не навязывал репертуар. В старшем эстрадном ансамбле под его руководством играл мой брат [Владимир Риккер – ныне известный джазовый музыкант, контрабасист, солист ансамбля «Уральский диксиленд» - Н.Р.]. В их репертуаре было всё – модные тогда инструментальные композиции американской группы «Ventures», что-то из «Битлз». Он соглашался, так как это не выходило за рамки дозволенного. Воспринимал, как красивую современную музыку, помогал в аранжировках.
Через «школу» Попцова прошло очень много челябинских музыкантов. Это мы с братом, гитарист Владимир Конюхов, братья Олег и Вячеслав Тергалинские... Сергей Алексеевич был для нас, как отец родной. Такая дружба была в коллективе! Он дружил с нашими родителями, интересовался всем - чем ребёнок занимается помимо Дворца пионеров, узнавал, как в школе учится. Мы ведь даже должны были показывать во Дворце свои школьные табели успеваемости. Нас контролировали, чтобы занятия во Дворце не отвлекали от основной учёбы.
Материалы предоставила музыковед и журналист Наталья Риккер
Духовой оркестр
Духовой оркестр, объединение.
Духовой оркестр работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской в 60-80-ые годы под руководством Попцова Сергея Алексеевича. Репертуар оркестра включал произведения различных жанров.
В 2017 году во Дворце пионеров и школьников им.Н.К.Крупской вновь начинает работу духовой оркестр. Руководит коллективом Шарафутдинов Равиль Фанильевич. Учебные занятия проводятся на базе общеобразовательных школ города Челябинска - №19 и № 150. Коллектив является участником и призером различных творческих событий, среди которых городской фестиваль - конкурс детского художественного творчества «Хрустальная капель», кадетский бал и др.
Педагоги коллектива разных лет:
Андреев Владимир Павлович
Макаров Владимир Иванович
Передриенко Анатолий Михайлович
Шарафутдинов Равиль Фанильевич
Из воспоминаний Виктора Риккера, джазового музыканта, барабанщика, солиста популярных ансамблей «Уральский диксиленд» народного артиста России Игоря Бурко, «Live’R’Pool», выпускника оркестра.
…Занятия в духовом оркестре и школе фанфаристов и барабанщиков проводились в одном кабинете. Получалась как бы единая студия с двумя руководителями. И там сложилась такое правило: если ты прошёл школу фанфаристов и барабанщиков, то переводят на следующую, более сложную ступень – в духовой оркестр. А из духового уже переводили в эстрадный оркестр. Самой высшей ступенью считался эстрадный ансамбль, например, квартет…
Несколько лет подряд я принимал участие в новогодних программах. Каждый Новый год у нас собирался небольшой эстрадный оркестр. По составу он был близок к биг-бэнду – большому джазовому оркестру с полной секцией духовых инструментов (3 саксофона, 3 трубы, 3 или 2 тромбона) и ритм-секцией из гитары, бас-гитары и ударных. Новогодние ёлки тогда устраивали в спортивном зале. По разным концам зала сидели эстрадный оркестр и оркестр народных инструментов. И мы играли по очереди: какие-то произведения исполнял эстрадный оркестр, другие – народный…
Материалы предоставила музыковед и журналист Наталья Риккер