Открытая энциклопедия Дворца
Children categories
В репертуаре хореографического коллектива «Перезвоны» около 20 концертных номеров!
«Перезвоны», хореографический коллектив.
Основан в 1960 году, как составная единица Ансамбля песни и танца (художественный руководитель Яков Абрамович Вейцкин, балетмейстер Анна Степановна Томас).
В 1990 году был преобразован в хореографический коллектив «Перезвоны».
В коллективе занимаются дети дошкольного и школьного возраста.
Учебные занятия проводятся по комплексной образовательной программе, предоставляющей детям возможность осваивать классический, народно-сценический и современный танцы. В репертуаре коллектива около 20 концертных номеров, отличающихся жанровым разнообразием и высокой техникой исполнения. Концертная деятельность коллектива обширна и насыщена. «Перезвоны» принимают участие в мероприятиях Дворца пионеров и школьников, а также в праздниках, концертных мероприятиях, фестивалях различных уровней.
Коллектив «Перезвоны» является дипломантом международных фестивалей-конкурсов детского и юношеского творчества «Земля - наш общий дом», «Без границ», «Слияние культур. Хореография и театр» и «Роза ветров», лауреатом и дипломантом Всероссийских фестивалей-конкурсов «Москва - Кышым транзит» и «Ритмы планеты», региональных хореографических фестивалей и конкурсов «Детство», «Юная Терпсихора» и «Будущее России», лауреатом городского фестиваля - конкурса детского художественного творчества «Хрустальная капель» и городского фестиваля - конкурса хореографического творчества «Линия танца». С творчеством коллектива знакомы зрители Челябинска и области, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодарского края, Владивостока.
В тесном творческом сотрудничестве с театральной студией Дворца пионеров и школьников традиционно к Новому году создаются спектакли с танцевальными постановками.
Концертные программы коллектива неоднократно записывались и транслировались по областному телевидению.
Среди воспитанников коллектива – стипендиаты Администрации города Челябинска. Многие выпускники продолжили обучение по профилю в ВУЗах и СУЗах города, стали хореографами, педагогами, руководителями и солистами танцевальных коллективов.
За активную творческую деятельность и яркие выступления коллектив неоднократно был награжден поездкой во Всероссийский детский центр «Океан» в город Владивосток.
В 2006 году за участие и сотрудничество при проведении Всероссийского конкурса «Учитель года России» коллектив удостоен диплома Министерства образования и науки РФ.
За высокий художественный уровень и исполнительское мастерство обучающихся, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества в 2006, 2010 годы хореографическому коллективу «Перезвоны» присвоено почетное звание «Образцовый детский коллектив».
В 2019 году присвоено звание «Образцовый детский коллектив Челябинской области»
Педагоги коллектива разных лет:
Вагнер Нина Гейнриховна
Кожевникова Светлана Юрьевна (выпускница хореографического коллектива Ансамбля песни и танца им. Я.А.Вейцкина)
Кохум Людмила Николаевна
Шумилова Наталья Владимировна (выпускница коллектива «Перезвоны»)
Шурупов Сергей Александрович (выпускник коллектива «Перезвоны»)
Брижко Татьяна Викторовна (концертмейстер)
Гневко-Левко Екатерина Николаевна (концертмейстер)
Мансурова Светлана Вячеславовна (концертмейстер)
Ниасова Наталья Адольфовна (концертмейстер)
Пономарёва Лена Васильевна (концертмейстер)
Сонина Наталья Владимировна (концертмейстер)
Степанов Владимир Иванович (концертмейстер)
"Жизнь в танце", газета "Поколение NEXT", №2 (7) , 11 февраля 2013
Концертный репертуар
1. «Веретёнце»(старшая группа). Постановка Н.Г.Вагнер. Русский, хороводный, муз.народная. 2010г.
2. «Задоринки»(средняя группа). Постановка Н.Г. Вагнер. Русский, плясовой, муз.народная. 2002г.
3. «Скоморошина»(средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Плясовой, муз.народная. 1997г.
4. «Мы танцуем» (младшая группа).Постановка Н.Г.Вагнер. Немецкий танец. 1996г.
5. «Где небо сходится с землей»(старшая группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2004г.
6. «Семь девушек»(старшая группа). Постановка Н.Г.Вагнер. Башкирский танец, муз.народная. 2007г.
7. «Солнышко-подсолнушки»(младшая и средняя группы). Постановка Г.Кореневского. Русский, хороводный, муз.народная. 1981г.
8. «Какой чудесный день» (средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2009г.
9. «Млада диковинка»(средняя группа). Постановка Б.Соколкина- Н.Г.Вагнер. Русский фольклор. 2003г.
10. «Весну звали»(средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2010г.
11. «Дорога домой»(старшая группа). Постановка Д.Чегодарь. Современный танец. 2012г.
12. «Даль моя»(старшая группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец, муз. группы «Ивана Купала». 1999г.
13. «Обе хороши» (дуэт, старшая группа). Постановка Вагнер Н.Г. Народный танец. 1996г.
14. «Прекрасное далёко» (старшая и средняя группы). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2013г.
15. «Кумушки» (старшая группа). Постановка Н.Г.Вагнер. Народный танец. 2014г.
16. «Пусть всегда будем мы» (младшая группа). Постановка Л.Н.Кохум. Эстрадный танец. 2014г.
17. «Befree»(старшая группа). Постановка М.Е.Яковлевой. Эстрадный танец. 2014г.
18. «Перед экзаменом» (старшая группа). Постановка Д.Чегодарь. Современный танец. 2015г.
19. Дефиле «Виват» (средняя группа). Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2004г.
20. «Фантазии на тему»(старшая группа).Постановка Л.Н.Кохум. Современный танец. 2007г.
21. «Мечтая о любви» (старшая группа). Постановка С.А.Шурупова. Современный танец. 2011г.
22. «Мы объявляем мир» (весь состав коллектива). Современный танец. 2015г.
Из воспоминаний Осиповой Татьяны Валентиновны, выпускницы хореографического коллектива «Перезвоны» 1991 года
«Перезвоны» - это увлекательный мир танцев, сказочных новогодних спектаклей, веселых гастрольных поездок, ярких и увлекательных впечатлений, без которых просто не можешь жить.
В танцевальный коллектив Ансамбля песни и танца, а именно так тогда назывался коллектив «Перезвоны», меня записала мама, когда я училась в первом классе. Помню, пришла я в светлый зал, весь в зеркалах и нас встречают два педагога Вагнер Нина Гейнриховна и Кохум Людмила Николаевна, такие строгие, но очень внимательные и заботливые. Я, конечно же, очень благодарна нашим педагогам и наставникам. Именно они сумели привить нам любовь к танцу и вообще к искусству, сделали нас творческими, внимательными, добрыми и неравнодушными людьми.
За 10 лет занятий в танцевальном коллективе, он стал мне родным и любимым. В нем я действительно полюбила танцевать и получала от этого огромное удовольствие. Кроме того, танцы стали моим призванием. После школы я поступила в Челябинский государственный институт искусства и культуры, а по окончании еще более 10 лет преподавала эстрадный танец, методику педагогического руководства хореографическим коллективом, актерское мастерство и режиссуру на хореографическом факультете Челябинской государственной академии культуры и искусств.
Тот фундамент, который был заложен в меня в детском танцевальном коллективе, укрепился в стенах высшего учебного заведения, позволил мне год назад защитить диссертационное исследование в области педагогического преподавания хореографического искусства.
«Перезвоны» - это содружество увлеченных людей и сплав добрых традиций!
Хореографический коллектив «Перезвоны», раскрыл в нас таланты, помог найти свой жизненный путь! Без него наше детство было бы не таким ярким, не таким интересным... Без него мы бы не стали теми, кем сейчас являемся!
В настоящее время в коллективе сформировался тандем из профессиональных педагогов-хореографов, балетмейстеров (Вагнер Н.Г., Кохум Л.Н., Кожевникова С.Ю.) концертмейстеров, которые в ежедневном режиме помогают юным артистам осваивать искусство танца и музыки (Брижко Татьяна Викторовна, Степанов Владимир Иванович, Мансурова Светлана Вячеславовна). Благодаря нашим талантливым руководителям мы смогли раскрыться в танце с новой для себя стороны и увидеть себя совершенно в разных амплуа. Каждый наш концертный номер был особенным и уникальным, начиная с подборки оригинального музыкального сопровождения и заканчивая необычной танцевальной лексикой и балетмейстерской задумкой.
Меня всегда поражало творческое разнообразие танцевального репертуара, грамотно выстроенная балетмейстерская работа для всех возрастных категорий коллектива, богатство возможностей исполнения и народного, и эстрадного и классического танца.
Весь репетиционный процесс, да и любой танец из репертуара нашего коллектива заставлял нас активизировать память, воспитывать выносливость, чувствовать музыку, ритм, преодолеть чувство застенчивости и неуверенности в себе. Занимаясь в ансамбле, педагоги нас приучали к пунктуальности, и ответственности за себя и друг за друга, прививали нам традиции шефства над младшими участниками коллектива. Все мы старались не просто танцевать, а быть членами большой и дружной семьи. Проявляя педагогическую мудрость, наши педагоги давали нам возможность раскрыть свой творческий потенциал, самостоятельно сочинить и поставить танцевальную миниатюру, провести тренировочный урок, разработать и нарисовать эскизы костюмов к новому танцу и др.
Не часто удается в жизни увидеть такое содружество увлеченных и талантливых людей и сплав добрых традиций. Кажется, что в этом коллективе все талантливы и поэтому счастливы. Это переполняющее детское чувство счастья и удовлетворения от того, что у тебя все удается и все получается, что ты нужна и необходима коллективу, как маленькая деталь большого механизма, мне захотелось передать моей дочери. И теперь уже она, участница коллектива «Перезвоны», делает свои первые творческие шаги в этом коллективе под чутким руководством наших бессменных руководителей.
Разные профессии мы выбрали в жизни после выпуска из танцевального коллектива, но творческое отношение к ней, заложенное в детстве, помогает нам сейчас чувствовать себя уверенней и жить интересней.
Люди, которые занимались в нашем танцевальном коллективе, никогда не станут бывшими танцорами. Большой зеркальный зал, любимые педагоги и, конечно, любимые танцы приходят даже во сне. И по себе могу сказать, что время, проведенное в детском танцевальном коллективе «Перезвоны» - золотое время моей жизни.
Из воспоминаний Марины Яковлевой, хореографа имидж-клуба «Светлана»,
выпускницы хореографического коллектива «Перезвоны» 1996 года
Для меня Дворец на Алом поле - это место, где я росла, училась понимать происходящее вокруг и радоваться этому. Двери нашего Дворца всегда были распахнуты для тех, кто хотел постигнуть премудрости наук или проникнуть в тайны искусства, кто жаждал научиться понимать и любить природу, ценить прекрасное. Каждый вновь пришедший мог рассчитывать на внимание, заботу, на понимание возникающих проблем и помощь в их разрешении.
Мне посчастливилось заниматься в танцевальном коллективе Дворца. Все девять лет я не просто провела в стенах этого здания, а прожила в неповторимой творческой атмосфере. Можно вспомнить и рассказать о многом: о занятиях и репетициях, о поездках и гастролях, о победах и разочарованиях и многом другом.
Концерты, конкурсы, спектакли – все это безумно интересно, но все это было потом… А начиналось все так: в шесть лет мне предложили заниматься в секции спортивной гимнастики и я с радостью согласилась. Вскоре я «заболела» этим видом спорта, тем более, что успехи были на лицо: тренер возлагал на меня большие надежды, готовил к соревнованиям и, кто знает, как сложилась бы судьба если бы не внезапная травма, а потом появился страх, апатия, неуверенность в собственных силах. Огонь, так ярко горевший, затух, и ничего не оставалось делать, как забыть о серьезных занятиях спортом.
После прекращения ежедневных интенсивных тренировок, занимавших ранее все свободное время, в моей жизни образовалась непривычная пустота, и эта проблема волновала не только меня, но и моих родителей. Однажды папа спросил: «Может быть ты будешь танцевать?» Помню, что на этот вопрос у меня четкого ответа не было. Однако отец расценил мою реакцию, как молчаливое согласие, за что я ему сегодня несказанно благодарна.
Так, в один из последних летних дней 1987 года я оказалась во Дворце пионеров и школьников на Алом поле. Папа, что называется, за ручку привел меня на просмотр в танцевальный коллектив. Мне предстоял первый в жизни экзамен, и, робко заходя впервые в танцевальный класс, я, конечно, не предполагала тогда, что он станет для меня родным домом на многие годы.
Когда просмотр был уже позади, со мной и папой разговаривала стройная и красивая женщина, которую я в первый же момент выделила среди всех собравшихся педагогов, не зная еще, что это мой будущий учитель и наставник – Нина Гейнриховна.
Из этой беседы я четко запомнила одну фразу: «Марину мы возьмем , она нагонит…» Эти слова стали определяющими в ходе моей дальнейшей жизни в коллективе, да и в жизни вообще. Как важно было для семилетней девочки услышать в свой адрес подобную похвалу. Тот факт, что в меня поверили, придал столько сил, энергии и уверенности в себе. Остается только сказать огромное спасибо тем, кто помог мне в самом начале пути – моим любимым родителям и педагогам. И одинаково люблю и уважаю каждую из моих обаятельных педагогов – Нину Гейнриховну Вагнер, Людмилу Николаевну Кохум, Светлану Юрьевну Кожевникову.
Сколько хочется поведать – и так мало времени. Какое множество нерассказанных историй: «Первый дебют», «Оперный театр», «Конкурс «Детство», «Новогодние елки во Дворце на Алом поле», «Черноморские гастроли», «Хрустальная капель», «Номер «Позови меня» - многие вещи сложно описать словами, например, неповторимую атмосферу на каждой репетиции, особенно во время работы с интереснейшими балетмейстерами. Невозможно не умилятся, с каким восторгом глядели мы, еще малышки, на старших девушек и юношей и как, спустя время радостные и счастливые ловили восхищенные взоры на себе самих.
Дворец стал для меня домом не только потому, что я проводила в нем значительную часть времени, а потому, что здесь мне всегда были искренне рады, готовы понять и в любую минуту прийти на помощь.
Мало найдется мест, где и сейчас я чувствую себя столь же спокойно и комфортно, как в своем родном коллективе.
Радиослужбой во Дворце руководил фронтовой связист, участник Курской битвы, подполковник милиции в отставке.
Раубишко Александр Эдуардович (1922-2015), участник Великой Отечественной войны, подполковник милиции в отставке.
В 1941 году закончил курсы подготовки офицерского состава связистов в г.Свердловске. В январе 1943 года был направлен в действующую Армию на Центральный фронт (Калининское направление). Служил начальником связи танкового полка II Гвардейской танковой Армии. В июле 1943 года участвовал в боях на Курской дуге, в районе станции Поныри. В 1944 году А.Э.Раубишко получил ранение. После госпиталя перевели в VII механизированный корпус. Участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии.
Победу встретил в Праге. Оттуда в июле 1945 года бригада была направлена в Монголию в составе Забайкальского военного округа. После освобождения Порт-Артура в 1945 году перевели в Китай в составе войск Порт-Артурского гарнизона.
В 1952 году перевели в СССР, в Дальневосточный военный округ, где служил начальником связи полка.
В 1956 году капитан Раубишко Александр Эдуардович был демобилизован и приехал в Челябинск. 10 лет работал на Южно-Уральской железной дороге радиомехаником, затем 12 лет в железнодорожной милиции старшим инженером по оперативной технике.
В 1978 году году ушел в отставку по выслуге лет и состоянию здоровья.
С 1979 по 1988 год работал во Дворце пионеров и школьников им.Н.К.Крупской радистом.
Александр Эдуардович награжден орденом Красной звезды, двумя орденами Великой Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги».
Александр Эдуардович об одном из важнейших сражений Великой Отечественной войны 1943 года
«Наша вторая танковая армия находилась в резерве главнокомандующего и участвовала только в больших прорывах, где необходимо было прорвать оборону, такой была и Курская битва… Мы находились рядом со станцией Поныри. А 12 июля в районе станции Прохоровка, произошло самое крупное в истории танковое сражение. На наших глазах танки таранили друг друга. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа. От грохота, который стоял вокруг, давило перепонки и кровь текла из ушей…».
Библиография:
1. Материалы сайта uralfout.mvd.ru
2. Из фондов музея истории Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской
Олимпийский вид спорта - фехтование на саблях – интеллектуальный и безопасный спорт.
«Фехтование на саблях», спортивное объединение.
Создано во Дворце пионеров и школьников им.Н.К.Крупской в 2010 году по инициативе педагога Песина Леонида Абрамовича.
В объединении занимаются дети школьного возраста. Юные спортсмены успешно участвуют в первенствах, чемпионатах, турнирах по фехтованию различных уровней: от городского до международного.
Среди воспитанников объединения – стипендиаты Администрации города Челябинска в номинации «спорт»: Антон Тонконоженко (2014) и Алексей Кулаков (2013).
Педагоги коллектива:
Злобина Наталья Алексеевна
Песин Леонид Абрамович
Песин Леонид Абрамович о фехтовании и коллективе
Наш спорт очень сложен в плане наработки технических приёмов, тактических схем и приобретения соревновательного опыта. Поэтому в фехтовании победы приходят далеко не сразу и совсем не случайно.
Первый значительный успех воспитанников объединения связан с призовым третьим местом Глеба Черникова в 2013 году на всероссийском турнире памяти С.Исакова в Самаре. Уже на следующий год, выступая на этом же турнире, Глеб повторил свой результат, а его товарищ Антон Тонконоженко стал серебряным призёром. Вместе с Егором Сухоруковым и Даниилом Сыровым они же стали победителями командной части этого соревнования, в упорной борьбе, одолев в финале сильную команду Татарстана.
В каждом всероссийском соревновании по фехтованию на саблях число участников, как правило, более сотни. Поэтому занятое место в числе 32-х сильнейших уже позволяет получить рейтинговые баллы, необходимые для попадания в сборную России. В активе Антона Тонконоженко достойное 9-е место на первом в истории детском первенстве России (Арзамас, октябрь, 2014), 20-е - на первенстве России среди юношей 1998-2001 г.р (Арзамас, февраль, 2015), причём на этих соревнованиях он оказался самым первым среди своих ровесников. А 24 марта 2015 года Антон стал бронзовым призёром традиционного всероссийского турнира «Юность Москвы-2».
Но не только спортом живут воспитанники объединения. Надолго запомнятся нашим фехтовальщикам две поездки в Бродокалмакскую среднюю школу, которой уже более полутора сотни лет! Школа имеет замечательные традиции, многие её выпускники стали известными людьми. Сельские школьники бережно хранят память о прошлом и рады были познакомить своих челябинских гостей со своим прекрасным музеем. А наши ребята и девчата не только показали сверстникам «живое» фехтование, но и приняли участие в различных состязаниях и конкурсах школьного спортивного праздника.
Почему мы любим фехтование? Чем оно привлекает самых разных людей в самых разных странах? Почему оно входило и входит в программу ВСЕХ Олимпийских игр современности? Вот семь важных особенностей, отличающих фехтование от других видов спорта.
1. Фехтование – один из немногих видов спорта, который практически не имеет верхней возрастной границы. Новичкам ЛЮБОГО возраста дорога в фехтование открыта, в то время как для начала занятий многими другими видами спорта они «староваты». К нам приходят и те, кого в других спортивных секциях посчитали «неперспективными», а мы делаем из них чемпионов! Более того, даже люди с ограниченными возможностями успешно занимаются фехтованием.
2. В фехтовании нет весовых категорий, ростовые и возрастные различия легко компенсируются другими качествами. Девочки и мальчики, девушки и юноши, женщины и мужчины фехтуют на одних и тех же видах оружия. Это создаёт благоприятные условия для занятий в смешанных разновозрастных и разнополых тренировочных группах. Разный стаж занятий и уровень подготовки также не является критичным фактором: более подготовленные спортсмены помогают новичкам. Положительное эмоциональное воздействие и дополнительную мотивацию оказывают доброжелательное общение спортсменов во время занятий, в том числе, и возникающие симпатии между юношами и девушками.
3. Занятия фехтованием после хорошей квалифицированной разминки и с применением необходимого защитного инвентаря АБСОЛЮТНО безопасны для здоровья, не требуют исключительно высокой предварительной общефизической подготовки, чрезмерных тренировочных нагрузок и поэтому доступны практически всем. С другой стороны, щадящие, но регулярные нагрузки повышают уровень общефизической подготовки, сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, обеспечивают коррекцию осанки, гармонизацию физиологических процессов. Хотя основное время на фехтовальных тренировках посвящается специальным упражнениям, они, как было доказано ранее специальными научными исследованиями, обеспечивают равномерное развитие основных групп мышц.
4. Фехтование обеспечивает не только физическое, но и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ совершенствование спортсмена, развивая интуицию, внимание, память, мышление. В психофизиологическом плане большое значение для человека в опасных жизненных ситуациях имеет быстрота простой и вариативной реакции на внешние воздействия. Такая способность быстрого анализа, распознавания угрозы и адекватного реагирования развивается при занятиях фехтованием, а значит, фехтование помогает сохранить здоровье и жизнь!
5. Высочайшая эмоциональность фехтовального поединка позволяет успешно сбрасывать психологические стрессы, накапливаемые между тренировками в процессе учебы, работы, в межличностных и общественных конфликтных ситуациях.
6. Традиционное благородство фехтовального поединка, наличие четких правил прививают занимающимся дисциплинированность, уважение к сопернику, что накладывает общий позитивный отпечаток на моральный облик и общественное поведение спортсмена.
7. Большое количество фехтовальных поединков между приблизительно равными по силам соперниками приводит к формированию разумного, взвешенного отношения к собственным победам и поражениям, которое переносится и на жизненные ситуации. Это позволяет преодолевать как уныние и растерянность при возникающих трудностях, так и безудержную эйфорию и гордыню при успехах.
Ну что, вам тоже уже захотелось попробовать силы в фехтовании? Тогда к бою!
Машина, сконструированная в автоконструкторской лаборатории, проходила испытание на целине.
Автоконструкторская лаборатория, коллектив Дворца пионеров и школьников
Автоконструкторская лаборатория была организована во Дворце пионеров и школьников им.Н.К.Крупской в конце 60-х – начале 70-х гг. на базе технического кружка общего профиля. Около 20 лет руководил лабораторией инженер-конструктор, изобретатель Александр Михайлович Бибин. Ремонт, обслуживание, вождение картов, конструирование и изготовление новых машин - это поле деятельности, которое осваивали 11-18 летние юные автолюбители.
Начиналось все с картинга. Во вновь созданной автоконструкторской лаборатории Дворца изготовили четыре спортивные машины: две - с рабочей камерой двигателя внутреннего сгорания в 50 кубических сантиметров и две с рабочей камерой 125 кубов. Организовали команду автоспортсменов, установили деловые контакты с ребятами из других клубов города и начали проводить соревнования.
Занимаясь в коллективе, ребята учились управлять первой в жизни машиной, могли проявить свои знания, умения и волю.
К середине 70-х в лаборатории автоконструкторов были приобретены станки, необходимый инструмент, материалы, и школьники занялись машиностроением, созданием собственных передвижных моделей, которые находили применение в народном хозяйстве. Ребята под руководством А.М. Бибина выполняли заказы высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, заводов.
Коллектив автоконструкторской лаборатории имеет много значимых наград. По заданию научно-исследовательского института открытых горных разработок (НИИОГР) в автоконстукторской лаборатории Дворца был разработан и изготовлен колесный вариант трактора с бортовым поворотом.Момент испытания первой модели, а также изображение миниатюрного трактора с необычной конструкцией двигателя, небольшими колесами и механизмами, удобными для управления были размещены на страницах всесоюзного журнала «Юный техник» № 5 за 1972 год и на цветной обложке «Юного техника» № 8 за 1973 год.
Результатом содружества с Челябинским институтом механизации и электрификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ) стала уникальная передвижная лаборатория по определению качества работы зерноуборочных машин, созданная на базе автомобиля «ГАЗ-51». Воспитанники автоконструкторской лаборатории принимали активное участие в разработке изобретения, и именно их руками был создан опытный образец. Всесоюзный институт государственной патентной экспертизы признал их работу изобретением, а Госкомитет по делам изобретений и открытий выдал им два авторских свидетельства. Лаборатория на колесах прошла испытания в целинных районах Челябинской области и Северного Казахстана.
Коллектив автоконструкторской лаборатории - победитель фестиваля «Одиссея Разума», областных и городских выставок технического творчества.
Около 90 процентов выпускников лаборатории связали свою жизнь с техническим творчеством, выбрав профессии инженеров, автоконструкторов, технологов.
Педагоги коллектива разных лет:
Сурин Владимир Васильевич (выпускник автоконструкторской лаборатории)
Библиография:
1. «С любовью о Дворце» (очерки и воспоминания педагогов разных поколений), Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской, Музей истории Дворца, 2007
2. Материалы музея истории Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской
«Кулибины живут среди нас»
Детский парк на Алом поле еще только освободился от рыхлого снега. Солнце по-весеннему ярко палило всего второй день, и не все аллеи успели просохнуть. Навстречу шли прохожие, вдалеке, на детской площадке раздавались звонкие ребячьи голоса. На ветках деревьев перекликались обрадовавшиеся наступившей весне птицы.
И вдруг эту апрельскую идиллию нарушил приглушенный рев мотора. С каждой секундой он становился громче и громче. Я обернулся в ту сторону, откуда он доносился, и, к своему удивлению, увидел едущий по аллее навстречу мне невысокий молочного цвета автомобиль. Он был небольшого размера, кабина открыта, но во всем остальном напоминал спортивную машину, какие не раз доводилось видеть на телеэкране, когда показывают международные автогонки. Такие же четыре колеса, такое же рулевое управление. В кабине—двое подростков: один—за рулем, другой — рядом. Автомобиль подъехал к одному из корпусов Дворца пионеров. Там его поджидала группа подростков. Из кабины вышли уже накатавшиеся мальчишки, на смену им сели другие.
Любопытство распирало меня, и я подошел к толпившейся возле автомобиля группе ребят.
И ребята сообщили мне, что этот автомобиль был создан в автоконструкторской лаборатории, которая находится совсем рядом, за металлическими воротами, и что их руководитель Александр Михайлович Бибин сейчас там, а им доверяет водить автомобиль самостоятельно.
Тут уж я совсем забыл про свои сверхсрочные дела и направился в их лабораторию. Там за небольшим письменным столом, заваленным чертежами, застал невысокого плотного мужчину средних лет. Познакомились, разговорились. Почувствовав мой искренний интерес к делам их лаборатории, Александр Михайлович обстоятельно рассказал мне о том, чем занимается он с ребятами в этом «храме науки и техники».
А. М. Бибин — выпускник Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Он закончил факультет механизации, немало лет работал старшим научным сотрудником на кафедре уборочных машин, на ремонтном предприятии системы «Сельхозтехника» от инженера-контролера до главного инженера. Так что технику знает не понаслышке. И, когда ему предложили создать автоконструкторскую лабораторию во Дворце пионеров, согласился охотно. Начал с мелочей, а потом увлекся сам и зажег своим делом ребят настолько, что пришлось сделать выбор между кафедрой в институте и своим новым детищем. Выбор сделал в пользу последнего.
До автоконструкторской лаборатории во Дворце существовал технический кружок, но ребята делали там всякие безделушки. Тут же все вполне серьезно и интересно.
— С чего мы начали? С картинга,— ответил на мой вопрос Александр Михайлович.— В конце шестидесятых картингизмом увлекались все. Кроме нас, их делали в клубах юных техников на ЧТЗ, на заводе имени Колющенко, в Металлургическом районе. Мы изготовили четыре спортивные машины: две — с рабочей камерой двигателя внутреннего сгорания в 50 кубических сантиметров и две — с рабочей камерой 125 кубов. Организовали команду автоспортсменов, установили деловые контакты с ребятами из других клубов города и весной начали проводить соревнования. Может быть, помните, возле Дворца спорта в те годы мы устраивали гонки на картах. Шум от них стоял ужасный, вокруг нас собирались толпы болельщиков. В ту пору среди подростков это был один из самых популярных видов спорта.
Вскоре картингизм перешагнул границы нашего города, им стали заниматься в других городах и районах области. И нам стало не интересно.
К тому времени создали неплохую материально-техническую базу: приобрели станки, необходимый инструмент, материалы. И занялись машиностроением. Первое наше детище — снегоход. Полтора года делали его. Принцип передвижения такой же, что и у пингвинов, когда они, отталкиваясь лапками, ползут на животе. Потому мы его так и назвали — «Пингвин». Конструкция подобного двигателя была уже известна науке, в технической литературе уже высказывались идеи о создании самодвижущейся машины, но практического осуществления ее не видели.
Мы, вероятно, одними из первых создали свой самоход. Недостатком нашего «Пингвина» был маломощный двигатель, а потому он не получил практического применения.
Тем не менее, о том, что мы занимаемся созданием собственных передвижных моделей, прослышали ученые нашего города. Вскоре научно-исследовательский институт открытых горных разработок (НИИОГР) обратился к нам с просьбой изготовить колесный вариант трактора с бортовым поворотом.
Что это такое? Наши отечественные мощные колесные тракторы не могут работать в бульдозерном варианте, не отличаются и маневренностью. С подобной кинематикой работают лишь машины американской фирмы «Катерпиллер». И вот НИИОГР попросил нас изготовить подобную модель, чтобы с ее помощью провести научные исследования. Мы два года мучились над проектами. Не все удавалось, а то, что уже появлялось, не раз переделывали. Наконец, нужную модель мы создали. Ученые НИИОГР дали ей высокую оценку. Они стали думать, как, используя силовую часть выпускаемых на ЧТЗ машин, получить новый вид трактора. Такой, чтоб он мог держать навесные орудия и работать на вскрышных разрезах. К сожалению, очень необходимая народному хозяйству машина так и не создана и существует лишь в единственном экземпляре, в виде действующей кинематической модели. Это было еще в середине семидесятых годов. Если вы читаете журнал «Юный техник», должны помнить снимок нашего мини-трактора на его лицевой обложке.
А потом мы взялись за изготовление мини-автомобилей. Изучили материальную часть, просмотрели техническую литературу, сделали упрощенную модель, а затем — рабочий образец. Получилась небольшая, но удобная машина. Оригинальный кузов придал ей новые свойства, а вождение, даже в неблагоприятную погоду, стало приятным. Снимок этой машины в свое время поместил журнал «Моделист-конструктор». Нам стали писать из других городов страны, завязалась интересная переписка.
Одновременно начали думать, как создать экологически безвредный транспорт. Ну, прежде всего, к таковым относятся велосипеды с привычным нам педальным приводом. Педали мы решили использовать и в нашей новой конструкции автомобиля.
После того, как изготовили колесный мини-трактор с бортовым поворотом по заданию НИИОГР, к нам обратился ЧИМЭСХ, мой родной институт. Проблемная лаборатория № 2 заказала нам создать передвижную лабораторию по определению качества работы зерноуборочных машин. Мы согласились. Руководителем проекта стал завкафедрой зерноуборочных машин Борис Прокопьевич Кутепов. Вместе с ним мы работали над созданием этой лаборатории около четырех лет...
Результатом их содружества с ЧИМЭСХ стала уникальная лаборатория, созданная на базе автомобиля «ГАЗ-51». Всесоюзный институт государственной патентной экспертизы признал их работу изобретением, а Госкомитет по делам изобретений и открытий выдал им два авторских свидетельства.
Лаборатория на колесах прошла испытания в целинных районах Челябинской области и Северного Казахстана. Успех ее работы превзошел все ожидания. Лаборатория стала жестким и бескомпромиссным контролером. Обычно комиссия проверяет качество уборки на глазок. Берут из вороха пучок обработанной соломы, отрывают колоски, растирают их на ладони и считают количество зерен. По ним-то и определяют потери. Допустимая норма — 2 процента, а никому не подвластная лаборатория определяла — 20 процентов и более. При неблагоприятных условиях уборки и нерадивости механизаторов потери очень высоки, зерно оставалось в полове, соломе и на самой земле. Механизаторы не соглашались с данными лаборатории — это било их по карману. «Врет ваша техника!» — утверждали они. Перепроверили раз-другой. Все верно, показания беспристрастны. За это механизаторы прозвали детище юных автоконструкторов «железным агрономом». После проверок комбайнеры вынуждены были убирать хлеба более тщательно, по-хозяйски. Потери зерна сократились. Экономический эффект составил 10 рублей с каждого гектара.
ЧИМЭСХ подготовил экономическое обоснование и отправил его в Госплан СССР с предложением выпустить опытную партию таких лабораторий. В Госплане одобрили эту идею, рекомендовали научно-исследовательским институтам и предприятиям сельскохозяйственного машиностроения изготовить 50 образцов. С той поры прошло немало лет, но увы... не появилось ни одного. Ценное изобретение утонуло в межведомственной неразберихе. Горько от этого на душе авторов. Тем более они хорошо знают, что даже в таких высокоразвитых странах, как США, Канада, подобных лабораторий нет, там качество уборки тоже определяют вручную. А ведь мы могли, хотя бы в этом, обойти их. И вот памятью о той четырехлетней работе остались лишь авторские
Двухместный автомобиль спортивной компоновки тоже изготовили сами ребята.В нем мы использовали двигатель внутреннего сгорания от мотоколяски. Кузов, как видите, клепаный, мы применили тут легкие алюминиевые сплавы. Он служит нам в учебных целях: с помощью его ребята изучают материальную часть автомашины и вождение. После тренировок на нем гораздо легче освоить заводскую модель. Главное — преодолеть психологический барьер, который поначалу возникает между человеком и машиной.
Вот такие ребята, по-настоящему увлеченные техникой и автоконструированием, занимаются в лаборатории. Нередко их во Дворце называют кулибины, и это по праву. И когда приходит пора расставаться с коллективом, многие ищут себя именно в техническом творчестве.
А. Константинов, 2007
За время работы клуба «Юный парашютист» подготовлено более 700 парашютистов.
«Юный парашютист», клуб.
Создан Труневым Юрием Васильевичем в 1990 году.
Первоначально, по распоряжению секретаря комитета комсомола Курчатовского района г.Челябинска Антипова Сергея, место базирования клуба находилось в ПТУ № 70, затем по приказу начальника Управления по делам образования г.Челябинска В.Н.Кеспикова клуб был переведен на базу структурного подразделения Центра внешкольной работы Курчатовского района.
В 1998 – 2007 годы клуб «Юный парашютист» работал во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской.
Всем парашютным имуществом, как для обучения, так и для прыжков с парашютом, клуб «Юный парашютист» обеспечил областной аэроклуб (40 парашютов Д-5, Д-6, 20 запасных, 4 штуки УТ-15 и 5 штук «Мальва»).
В клубе занимались юноши и девушки 14-18 лет - учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования. Ежегодно в составе клуба было от 50 до 70 человек.
В клубе «Юный парашютист» реализовывалась образовательная программа военно-патриотической направленности «Подготовка спортсменов-парашютистов», основной целью которой являлось формирование интереса к парашютному спорту.
Среди задач программы: воспитание патриотизма, осознания общественного долга и готовности к защите Отечества; морально-психологическая, физическая и специальная подготовка воспитанников к службе в вооруженных силах России; подготовка укладчиков парашютов и общественных инструкторов по эксплуатации и укладке парашютов (1, 2, 3 класса) для авиационных частей России.
Воспитанники клуба «Юный парашютист» ежегодно участвовали в городском аэрокосмическом конкурсе «Юный космонавт» и областном авиационно-космическом конкурсе «Юный авиатор», показательных прыжках с парашютом на ограниченные площадки (стадионы) и на аэродроме ЧВВАУШ в День военно-воздушных сил РФ, в военно-патриотических конкурсах. В 2003 году на XI всероссийском авиационно-космическом конкурсе в г.Краснодар клуб занял I место в командном зачете, а воспитанник Потоцкий Алексей занял I место в личном зачете.
В связи с выполнением 1184 прыжка с парашютом и за достигнутые успехи в военно-патриотической работе и подготовке молодежи к службе в Армии в 1999 году клуб «Юный парашютист» был награжден Красным знаменем ДОСААФ.
Воспитанник клуба Вяткин Сергей зачислен кандидатом в космонавты. Шесть воспитанников клуба являлись членами сборной команды Челябинской области по парашютному спорту - Романова Наталья, Рослякова Ирина, Игнатов Андрей, Петухов Анатолий, Шивцов Евгений, Вяткин Сергей.
За время работы клуба подготовлено 688 парашютиста III разряда, 54 - II разряда, 23-1 разряда и 13 общественных инструкторов по укладке и эксплуатации парашютных систем. Выпускники работают в аэроклубах Челябинска, Снежинска, Копейска, п.Еткуль, Миассе.
Всего воспитанники клуба выполнили 8125 прыжков с парашютом. 45 выпускников поступили в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, 10 человек - в Челябинское высшее танковое командное училище и 7 человек - в Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище. 125 юношей прошли службу в войсках ВДВ.
Педагоги коллектива:
Трунев Юрий Васильевич
Потоцкий Алексей Васильевич (выпускник клуба)
Библиография:
Материалы музея истории Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской
Выпускник клуба «Юный парашютист» был зачислен кандидатом в отряд космонавтов.
Вяткин Сергей Валерьевич, спортсмен-парашютист первого разряда, инструктор парашютно-десантной подготовки в системе РОСТО,выпускник клуба «Юный парашютист» Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской (педагог Трунев Юрий Васильевич).
Совершил 158 прыжков с парашютом. Член сборной Челябинской области по парашютному спорту. Является участником и призером ежегодных городских и всероссийских конкурсов «Космонавт».
В октябре 2007 года совершил первый самостоятельный вылет на учебно-тренировочном самолете Як-52.
В 2008 году окончил бакалавриат Аэрокосмического факультета Южно-Уральского государственного университета по специальности «Ракетостроение». Тема диплома - «Марсианский экспедиционный комплекс».
В 2007 году проходил преддипломную практику в 106 отделе Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П.Королёва.
В 2008-2009 годы - инженер-конструктор в челябинском отделении международной компании Emerson Process Management.
С сентября 2009 года работает инженером поддержки в компании Fast Comp Fix Co., США.
Является первым в Челябинской области кандидатом в отряд космонавтов ракетно-космической корпорации«Энергия» имени С.П. Королева.
Библиография:
Космическая Энциклопедия
«Сергей Вяткин, первый в Челябинской области кандидат в отряд космонавтов»
Юлия Реутова, специально для Chelyabinsk.ru