Открытая энциклопедия Дворца

Щелкан-Руденко Татьяна Васильевна (1892 - 1984), скульптор, педагог, член Союза художников СССР (1936).

В 1910 окончила Киевскую женскую гимназию, параллельно в 1908–1914 годы обучалась в Киевском художественном училище на скульптурном отделении у Ф.Балавенского. Одна из первых работ Т.В.Щелкан-Руденко – декоративное панно «Молочница» – была размещена на фасаде Крытого рынка в Киеве (1910). В 1911 года впервые представила на выставку художниц Киева композиции «Катерина в изгнании» и «Катерина встречает москаля» (по произведениям Т.Шевченко).

В 1914–1916 годы в Петрограде посещала художественную студию Л.Шервуда и Ф.Бернштейна. В этот период созданы работы академического направления – статуэтки: «Гимназистка» (1915), «Портрет инженера Тульского завода Д. Ананьева» (1916), «Врач-хирург Г. Соболевский» (1916).

В 1921–1932 годы жила в Туле, в 1924 году  работала над созданием барельефов для сквера Коммунаров совместно с мастером Симоновым.

В 1932–1940 годы – в Челябинске. В 1935 делегат 1-го областного слета стахановцев, где познакомилась с передовыми рабочими станкостроительного завода. Результатом стала серия портретов рабочих.

Широкую известность Татьяне Васильевне принесла скульптура «Ленин в детстве» (1936). При участии московского искусствоведа Б.А.Бессарабова статуя отправлена в Москву, где художественный совет в составе В.И.Мухиной, И.Д.Шадра, З.М.Виленского, Г.И.Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея В.И.Ленина и организовать ее массовое производство. По заказу Центрального музея Т.В. Щелкан-Руденко продолжила работу над образом вождя и создала скульптуры: «Ленин-гимназист 11 лет» (1938), «Ленин-студент» (1941), «Ленин в Алакаевке» (1942).

Т.В. Щелкан-Руденко работала и над монументально-декоративной формой. В Челябинске для детского сада станкостроительного завода создан цикл скульптур на тему «Материнство», для здания железнодорожного вокзала – фигуры кариатид.

В Челябинске Татьяна Васильевна преподавала рисунок и лепку в студии Дома художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров.  

С 1940 года в Москве. В 40–50-е годы работала над военной тематикой. В 1952 году закончила работу по оформлению фасада Сталинградского областного драматического театра им.А.М.Горького. С 1952 года разрабатывала в скульптуре тему балета.

 

Библиография:

Энциклопедия «Челябинск»

Last modified on Thursday, 07 February 2019 15:21

Перовская Ольга Петровна (1909-1980), живописец, педагог, член Союза художников СССР (1977).

В 1931 году окончила Омский художественный техникум им.М.В.Врубеля. В 1931-1933 годы О.П.Перовская работала в Омске художником-оформителем в Клубе металлистов и чертежником в технической школе.

В 1934 году приехала в Челябинск, работала учителем изобразительного искусства и черчения в железнодорожной школе № 1. В 30-е годы была в числе организаторов и первых членов Союза советских художников в Челябинске.

Занималась педагогической деятельностью в системе художественного воспитания детей. Вместе с живописцем Н.А.Русаковым и скульптором Т.В.Щелкан она работала в студии изоискусства в Доме художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров. Ольга Петровна возглавляла сектор живописи и композиции.

В 1940-1943 годы О.П.Перовская работает в Дагестанском центральном краеведческом музее. С 1943 года Ольга Петровна работает в Челябинске художником-моделистом по изготовлению кукол; в Художественный фонде. В течение 1960-1970-х годов она вела в школе № 25 изостудию и изокружок с одаренными детьми на общественных началах.

В1977 году Ольга Петровна восстановлена в Союзе художников.

Произведения Ольги Петровны хранятся в Челябинском областном краеведческом музее, музее Бакальского рудоуправления Челябинской области.

 

Библиография:

1. Энциклопедия «Челябинск»

2. Материалы сайта ozersk74.com

 

Искусствовед Г.С.Трифонова о Перовской Ольге Петровне

Last modified on Thursday, 07 February 2019 12:47

Перовская Ольга Петровна (1909-1980), живописец, педагог, член Союза художников СССР (1977).

В 1931 году окончила Омский художественный техникум им.М.В.Врубеля. В 1931-1933 годы О.П.Перовская работала в Омске художником-оформителем в Клубе металлистов и чертежником в технической школе.

В 1934 году приехала в Челябинск, работала учителем изобразительного искусства и черчения в железнодорожной школе № 1. В 30-е годы была в числе организаторов и первых членов Союза советских художников в Челябинске.

Занималась педагогической деятельностью в системе художественного воспитания детей. Вместе с живописцем Н.А.Русаковым и скульптором Т.В.Щелкан она работала в студии изоискусства в Доме художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров. Ольга Петровна возглавляла сектор живописи и композиции.

В 1940-1943 годы О.П.Перовская работает в Дагестанском центральном краеведческом музее. С 1943 года Ольга Петровна работает в Челябинске художником-моделистом по изготовлению кукол; в Художественный фонде. В течение 1960-1970-х годов она вела в школе № 25 изостудию и изокружок с одаренными детьми на общественных началах.

В1977 году Ольга Петровна восстановлена в Союзе художников.

Произведения Ольги Петровны хранятся в Челябинском областном краеведческом музее, музее Бакальского рудоуправления Челябинской области.

 

Библиография:

1. Энциклопедия «Челябинск»

2. Материалы сайта ozersk74.com

 

Искусствовед Г.С.Трифонова о Перовской Ольге Петровне

Last modified on Thursday, 07 February 2019 12:48

Щелкан-Руденко Татьяна Васильевна (1892 - 1984), скульптор, педагог, член Союза художников СССР (1936).

В 1910 окончила Киевскую женскую гимназию, параллельно в 1908–1914 годы обучалась в Киевском художественном училище на скульптурном отделении у Ф.Балавенского. Одна из первых работ Т.В.Щелкан-Руденко – декоративное панно «Молочница» – была размещена на фасаде Крытого рынка в Киеве (1910). В 1911 года впервые представила на выставку художниц Киева композиции «Катерина в изгнании» и «Катерина встречает москаля» (по произведениям Т.Шевченко).

В 1914–1916 годы в Петрограде посещала художественную студию Л.Шервуда и Ф.Бернштейна. В этот период созданы работы академического направления – статуэтки: «Гимназистка» (1915), «Портрет инженера Тульского завода Д. Ананьева» (1916), «Врач-хирург Г. Соболевский» (1916).

В 1921–1932 годы жила в Туле, в 1924 году  работала над созданием барельефов для сквера Коммунаров совместно с мастером Симоновым.

В 1932–1940 годы – в Челябинске. В 1935 делегат 1-го областного слета стахановцев, где познакомилась с передовыми рабочими станкостроительного завода. Результатом стала серия портретов рабочих.

Широкую известность Татьяне Васильевне принесла скульптура «Ленин в детстве» (1936). При участии московского искусствоведа Б.А.Бессарабова статуя отправлена в Москву, где художественный совет в составе В.И.Мухиной, И.Д.Шадра, З.М.Виленского, Г.И.Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея В.И.Ленина и организовать ее массовое производство. По заказу Центрального музея Т.В. Щелкан-Руденко продолжила работу над образом вождя и создала скульптуры: «Ленин-гимназист 11 лет» (1938), «Ленин-студент» (1941), «Ленин в Алакаевке» (1942).

Т.В. Щелкан-Руденко работала и над монументально-декоративной формой. В Челябинске для детского сада станкостроительного завода создан цикл скульптур на тему «Материнство», для здания железнодорожного вокзала – фигуры кариатид.

В Челябинске Татьяна Васильевна преподавала рисунок и лепку в студии Дома художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров.  

С 1940 года в Москве. В 40–50-е годы работала над военной тематикой. В 1952 году закончила работу по оформлению фасада Сталинградского областного драматического театра им.А.М.Горького. С 1952 года разрабатывала в скульптуре тему балета.

 

Библиография:

Энциклопедия «Челябинск»

Last modified on Thursday, 07 February 2019 15:21

Русаков Николай Афанасьевич (1888 – 1941), живописец, педагог, член Союза художников СССР (1936).

Первый челябинский художник, получивший столичное образование, основоположник искусства живописи в городе, один из основателей Союза художников в Челябинске.

В 1913 году завершил полный курс живописного отделения Казанской художественной школы Императорской Академии. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913–1917) занимался у известного живописца К.А.Коровина.

В 1920–1923 годы заведует Челябинской губернской школой-студией изобразительных искусств Губпрофобра, одновременно в 1921–1935 годы преподаватель изобразительного искусства и графики в железнодорожной средней школе №42 и ФЗУ № 8. С 1935 года вел студию Дома народного творчества при отделе искусств. Работал в студии изоискусства в Доме художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров.

Участвовал во всех челябинских выставках. Персональная выставка Н.А.Русакова, приуроченная к 20-летию творческой деятельности, состоялась в здании Челябинского драматического театра. В 1939  году представил свои работы на Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ.

Имел педагогический дар, его студия «Академия Русакова» строилась по программе 4-летнего курса художественного училища. Среди учеников Николая Афанасьевича. – К.А.Соколов, М.А.Комиссаров, А.П.Харин, И.З.Таушканов, Н.Я.Третьяков, Н.П.Загороднев – художники Челябинска.

Библиография:

1. Энциклопедия Челябинска
2. Трифонова Галина Семеновна. Научная статья «Выбрал Сезанна – выбрал судьбу... Художник-педагог М.М. Лошаков: неизвестные страницы истории художественной культуры Челябинска». - Челябинск. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2009 г.   По материалам сайта Научная электронная библиотека«КИБЕРЛЕНИНКА»

 

«Николай Русаков – «одинокий, далекий странник»Светлана Симакова, специально для Chelyabinsk.ru2011 год

 

Last modified on Thursday, 07 February 2019 14:20
Monday, 13 April 2015 13:31

Камертон

«Камертон», информационно-методический журнал.

Издается во Дворце пионеров и школьников с 1990 года. Впервые был подготовлен и выпущен к 50-летию Дворца, в течение десятилетия выходил дважды в год. Главной целью   издания была поддержка тех, кто продолжал работать в новой системе - «дополнительное образование», которое стало правопреемником внешкольной работы. Журнал «Камертон» был востребован педагогами Дворца.

Page 58 of 78