Открытая энциклопедия Дворца

Шарафутдинов Равиль Фанильевич, музыкант, педагог.

Выпускник Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской 1976 года. Занимался в школе фанфаристов и барабанщиков (педагог Пьянков Михаил Петрович), в духовом оркестре  (педагог  Попцов Сергей Алексеевич).

Выпускник духового отделения Челябинского музыкального училища, Уральской государственной консерватории (Екатеринбург). 

Преподавал 20 лет в Челябинской государственной академии культуры и искусств, 15 лет руководил образцовым детским коллективом «Духовой оркестр МБОУ СОШ № 22 г. Челябинска «Кадетская (казачья) школа» . Является руководителем концертного оркестра "Мегатон".

С 2017 года работает педагогом дополнительного образования во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской и руководит духовым оркестром.

Школа фанфаристов и барабанщиков, объединение.

Школа фанфаристов и барабанщиков работала во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской в 60-80-ые годы под руководством Пьянкова Михаила Петровича. С 1977 года объединением руководил его выпускник Майоров Юрий Иванович.

В разные годы в коллективе занималось от 50 до 80 человек. Воспитанники коллектива являлись инструкторами, которые в школах города занимались с ребятами и готовили их к участию в праздниках. На городских мероприятиях выступали от сотни до нескольких сотен барабанщиков и несколько десятков фанфаристов одновременно.

В период летних каникул юные барабанщики были очень востребованы в пионерских лагерях.

 

Педагоги коллектива разных лет:

Майоров Юрий Иванович
Пьянков Михаил Петрович

 

 

Из  воспоминаний  Виктора Риккера, джазового музыкантабарабанщика, солиста популярных ансамблей «Уральский диксиленд» народного артиста России Игоря Бурко, «Live’R’Pool», выпускника школы фанфаристов и барабанщиков.

Когда я пришёл во Дворец в 1971 г., то сначала занимался у Михаила Петровича Пьянкова. Он был руководителем Школы фанфаристов и барабанщиков. Эти два коллектива поместили в один и тот же класс: в одно время в нём занимались фанфаристы и барабанщики, а в другое время – духовой оркестр. Получалась как бы единая студия с двумя руководителями. И там сложилась такое правило: если ты прошёл школу фанфаристов и барабанщиков, то переводят на следующую, более сложную ступень – в духовой оркестр ... Параллельно занимался фанфарами и барабанами и играл в духовом оркестре. Михаил Петрович на пионерские мероприятия нас привлекал. Мы ходили на пионерские слёты, всевозможные городские мероприятия, играли на фанфарах и на барабанах. Допустим, проходит партийный съезд во Дворце спорта. И мы там выдаём пионерский «блок»: «Вас пришли приветствовать юные пионеры!». Это 15-минутное приветствие мы репетировали три дня! И на три дня нас освобождали от школы. По многу репетировали.

Часто бывает, встречаешь людей, они спрашивают: «Ты меня не помнишь? Мы вместе во Дворце занимались». Сейчас, по прошествии более 40-ка лет всех трудно вспомнить. Нас только пионерских барабанщиков тогда было по несколько сотен человек. Дело в том, что во Дворце пионеров мы все были инструкторами. И каждый из участников нашего кружка должен был в своей школе подготовить по 5-6 барабанщиков. И это было, как правило, к 19 мая - Дню пионерии или к какому-то другому празднику. Мы их готовили, и вот однажды у нас был рекорд - 400 барабанщиков со всего города! И нас, фанфаристов набралось человек 50, наверное.

Материалы предоставила музыковед и журналист Наталья Риккер

 

Археологический музей Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской.

Создан в 1995 году на основе учебных коллекций клуба юных археологов «Формика».

Руководили работой музея педагоги:

Банникова Ирина Юрьевна (работала во Дворце с 1991 по 2006 г.)
Туфленков Леонид Вячеславович (работал во Дворце с 1987 по 1999 г.)
Марков Сергей Владимирович (с 2006 года)

 

Марков Сергей Владимирович о музее:

«…Фонд подлинных экспонатов насчитывает более 2000 предметов. Экспонаты - каменные, бронзовые, костяные орудия, коллекции керамики, остеологический материал (возраст некоторых экспонатов до 5-7 тысяч лет). Некоторые из них уникальны: кости мамонта, коллекция, собранная на стоянках Городской бор 1 и 2 - эпоха неолита – энеолита; керамика бронзового века могильника Черняки; коллекция вооружения кочевников; античные амфоры.

Коллекция, отражающая археологию нового и новейшего времени – предметы из раскопок культурно-исторического центра Челябинска и поселка раскулаченных крестьян из Карталинского района. Большое количество документов, фотографий, альбомов, фильмов, материалов СМИ по истории детского археологического движения в Челябинске и Челябинской области. Есть фонд вспомогательных экспонатов: альбомы, макеты, модели, реплики, фотографии и т.д.

Важная составляющая деятельности археологического музея – это обеспечение образовательного процесса в клубе юных археологов Дворца пионеров и школьников «Формика». Музейная работа позволяет значительно расширить образовательные возможности детского объединения.

Основные формы работы нашего музея: экскурсии, лекции, археологические экспедиции, археологические разведки, мониторинг сохранности археологических памятников.

Практическая музейная, фондовая, камеральная работа является важной частью образовательной программы. Экспонаты музея используются в учебных занятиях клуба и как наглядный материал, и как объекты исследовательской деятельности воспитанников.

Разработаны тексты экскурсий «Каменный век Южного Урала», «Эпоха бронзы Южного Урала», «Древние кочевники Южного Урала», «Этнография», «Детское археологическое движение в Челябинской области». Экскурсии проводятся для учащихся Челябинска, Челябинской области, занимающихся в археологических детских объединениях, воспитанников детских объединений Дворца и гостей Дворца.

Фонды музея пополняются не только из раскопок, разведок, некоторые предметы приносят школьники, их родители. Юный геолог Андрей Полозняков принес изделие из камня, которое предположительно датируется эпохой палеолита. Ребята из клуба «Формика» осмотрели, сфотографировали, описали место находки, сделанной в окрестностях Челябинска, составили план-схему местности. Основу фондов музея составили предметы, переданные из археологической лаборатории Челябинского педагогического университета. Поступления экспонатов были из Челябинского краеведческого музея, музея «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ.

Воспитанники клуба юных археологов осуществляют камеральную обработку поступивших в музей экспонатов, шифровку, занесение в коллекционную опись, инвентарную книгу. Юные археологи участвуют и в камеральной обработке археологического материала по заказу ученых. Ребятами восстанавливается древняя керамика: собран из фрагментов сосуд из кургана 4 ритуального комплекса Суходол. Зашифрованы находки из раскопок на острове Вера: юным археологам надо было определить тип предмета, систематизировать, записать в коллекционную опись, нанести шифр на предмет… – всего было обработано 34 тысячи находок.

В экспозиции музея представлены фотографии и краткая информация о наиболее интересных памятниках археологии Челябинской области. Продолжением музейной работы являются выездные экскурсии воспитанников клуба на археологические памятники: Баландинское городище, мегалитические сооружения на острове Веры (оз. Тургояк), Игнатьевская пещера, святилище на озере Большие Аллаки и т.д. Экскурсии организуются не только с познавательной целью:  актив музея  проводит мониторинг сохранности памятника, а также очистку его от мусора. А это уже опыт социально значимой практической деятельности для воспитанников. По результатам мониторинга состояния святилища на озере Большие Аллаки,  юные археологи неоднократно передавали информацию в «ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области». В связи с серьёзными повреждениями памятника от клуба было также направлены письма директору ГУК «ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области» и министру культуры Челябинской области. Ответа на эти письма ребята не получили.

Одно из направлений деятельности музея - реконструкциявоссоздание на основе научных данных несохранившегося или частич­но сохранившегося объекта или процесса. Участие в экспериментальной деятельности – развивает логику, творческое мышление одаренных учащихся, навыки практической деятельности. Разрабатываютсяпрограммы школьных полевых лабораторийдля археологических экспедиций: «Реконструкция ткачества в эпоху бронзы на Южном Урале» и «Гончарное производство в бронзовом веке». Результатом этой работы является модель женского платья эпохи бронзы (автор Мазова Анна) - экспонат вспомогательного фонда музея. Младшие ребята для музея изготавливают учебные макеты: «Охота на мамонта», «Стоянка каменного века».

Большую методическую помощь в работе музея оказывают сотрудники Челябинского краеведческого музея. В свою очередь экспонаты археологического музея Дворца неоднократно представлялись на выставки в областной краеведческий музей...»

Опубликовано в книге:

Марков С.В. Юные археологи клуба «Формика»: вчера, сегодня и не только…! [Текст]//Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул.издание: в 6 т./под общ. Ред. А.Ф.Аменда. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос.пед. ун-та, 2011. – т.2: «Наша новая школа» - образование для всех и для каждого. Стр.602.

«Юный геолог»,  геологический музей Дворца пионеров и школьников.

Открыт 19 мая 1964 года. Создан по инициативе Челябинского геологоразведочного треста и отдела туризма и краеведения Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. Первым заведующим музея был Плотников Иван Тимофеевич. Первые экспонаты предоставили Челябинский геологоразведочный техникум, Ильменский заповедник, Челябинский краеведческий музей. Музей был частью отдела туризма и краеведения Дворца, который возглавлял Кропотов Юрий Петрович.

С 1964 года по 70-е годы на базе музея действовала городская школа инструкторов по геологии. Занятия в этой школе вели ведущие геологи Челябинского геологоразведочного треста: Левит Александр Иосифович, один из основателей и руководителей юношеского геологического движения на Южном Урале;  Яркова Алла Вячеславовна, Отто Павел Иванович, Батанина Ия Михайловна, Чистяков Алексей Александрович, Коршунков Игорь Николаевич, Пащенко Виталий Кириллович. Воспитанники школы инструкторов получали при выпуске удостоверения и сами становились руководителями школьных геологических кружков. Одна из первых воспитанниц - Сучкова Александра Петровна – геолог-наставник, педагог.

Основной фонд музея состоит из минералов, кристаллов, горных пород, окаменелостей, полированных образцов, художественных изделий из уральского камня.

В музее представлены следующие экспозиции:

- поделочные камни Урала;

- классификация минералов по химическому составу;

- природные и искусственные кристаллы;

- находки последнего года;

- формы выделения;

- палеонтологические находки.

Коллекция минералов Южного Урала, представленная в геологическом музее Дворца, уникальна. Все экспонаты собраны во время экспедиций воспитанниками клуба «Юный геолог», подарены выпускниками клуба, студентами ВУЗов, геологами-гостями музея. Коллекция ежегодно пополняется новыми экспонатами.

На стендах представлены более тысячи экспонатов, имеется обменный фонд, библиотека геологической литературы. Стены музея оформлены тематическими планшетами: история музея, летопись клуба «Юный геолог», геологические поездки по стране, геологические карты России, Урала, Челябинской области.

Работа музея организована по следующим разделам:

- научно-исследовательская и собирательская работа;

- учет музейного фонда;

- экскурсионная работа;

- экспедиционная работа;

- организационно-хозяйственная деятельность.

Вся работа музея неразрывно связана с деятельностью клуба «Юный геолог». Члены клуба оформляют новые экспозиции, изготавливают каменные изделия, проводят экскурсии для воспитанников и гостей Дворца, учащихся школ.  Большую помощь музею оказывают специалисты-геологи, выпускники клуба.

На базе музея ежегодно проводятся геологические мероприятия: Уральская региональная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXIвека», геологические викторины, конкурс реферативно-исследовательских работ, городская олимпиада по геологии.

В 2003 году в областном туре III Всероссийского смотра-конкурса школьных музеев Геологический музей «Юный геолог» Дворца пионеров и школьников удостоен Диплома «За особые достижения в изучении родного края, пропаганду исторических фактов».

 

Педагоги-руководители музея разных лет:

Плотников Иван  Тимофеевич  (1964-1966 г.г.)
Зайцев Д.И. (1964-1965 г.г.)
Трушникова Анна Захаровна (1966-1972 г.г.)
Косорукова Нелли Александровна (1967-1970 г.г.)
Скворцова Калерия Федоровна (1972-1984 г.г.)
Колесниченко Сергей Васильевич (1977-1997 г.г.)
Агапов Евгений В. (1988-1990 г.г.)
Хижняк Н.В. (1987-1995 г.г.)
Михайлова Тамара Фануровна (с 1997 г.)

 

Библиография:

1.  Паруса надежды: Челябинский дворец пионеров и школьников им.Н.К.Крупской /Сост.А.К.Белозерцев. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1990 г.

2.  Журнал «Челябинск» №8/2000, с.30

3.  Из архивов музея Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской

 

«Зимняя фантазия», конкурс на лучшую елочную игрушку.

Инициаторами и организаторами являлись городской отдел народного образования г.Челябинска (ныне Комитет по делам образования города Челябинска) и Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. Проводился с 1982 по 2013 год в три этапа: школьный, районный и городской.

В образовательных учреждениях организовывались выставки игрушек в рекреациях, холлах, кабинетах. Лучшие игрушки районного этапа украшали елки в городском саду им. А.С.Пушкина, у кинотеатров «Победа», «Аврора», кукольного театра и другие.

На городской этап конкурса предъявлялись самые лучшие поделки ребят. Традиционно во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской организовывалась выставка елочных игрушек, которую на протяжении нескольких дней могли посетить все желающие. После этого детские работы направлялись для украшения елок. Жюри (преподаватели по изобразительному и декоративно-прикладному искусству учреждений высшего и среднего профессионального образования, представители учреждений культуры) отбирали новогодние украшения для главной елки города на площади Революции.

Сначала, создавая поделки для елки на площади Революции, дети выполняли социальный заказ  - больших елочных украшений тогда просто не было. Затем   основной задачей конкурса стало развитие детского декоративно-прикладного творчества.

В зависимости от темы конкурса ребятами изготавливались как традиционные игрушки, так и современные (сотовые телефоны, легороботы, Смешарики и другие). Но ни  один конкурс не обходился без Дедов Морозов, снеговиков, снегурочек, героев русских народных сказок или сказок народов мира.

В 2002 году конкурс был посвящен юбилею К.Чуковского. Поэтому среди работ можно было встретить образы «Айболитов» и «Мойдодыров». 

В 2009 году  тема конкурса "Зимняя фантазия" - «Поющие сказки».

Тема конкурса 2010 года - «Планета детства», т.к. предстоящий 2011 год был объявлен Годом космонавтики и  посвящался 50-летию полета Юрия Гагарина. Организаторы посоветовали юным конкурсантам при работе опираться на такие литературные произведения, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Девочка с Земли» Кира Булычева и так далее. 

В 2011 конкурс проходил под названием  «Путешествие в сказку: сказочные герои на олимпиаде», в 2012 - «Фейерверк шаров». 
В 2013 году тема конкурса - «Елочная игрушка. XX век». Среди детских работ -космонавты и ракеты, паровозы и самолеты, символика СССР и др.

Частица  волшебства от каждого юного творца

«Зимняя фантазия» - эти слова для нескольких поколений являлись признаком наступающего Нового года, творческой работы школьников по украшению елок города.

Сколько фантазии, новых идей, эмоций несли выставки детских работ…Данный конкурс имел большое воспитательное значение: школьники чувствовали не на словах, а на деле свою причастность к украшению города, которая сочеталась с гордостью за свой труд.  Ребята искали на елках города свою игрушку и всей семьей ходили на нее смотреть. Мамы и папы, дедушки и бабушки, братья и сестры, друзья и знакомые с удовольствием  рассматривали интересные работы авторов.

Первые годы проведения конкурса отличались тем, что около 50 ребят сами несли свои игрушки от Дворца пионеров и школьников до площади Революции, где при них новогоднее украшение водружалось на елку. Из года в год количество участников росло, в 2013 году только городской этап объединил около 350 детей, не меньше ребят приняли участие в каждом районном конкурсе, школьники 150 образовательных учреждений создали неповторимые атрибуты Нового года.  

Неоднократно по инициативе различных учреждений (Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Зоопарк», ООО Торговый дом «Орбита» и другие) проводился «конкурс в конкурсе», когда новогодние игрушки создавались для украшения елок в помещении. В этом случае участники награждались билетами на новогодние представления, праздники или экскурсии.

Сегодня традиция проведения конкурса «Зимняя фантазия» сохранилась только в отдельных районах города. Появился новый городской конкурс творческих работ «Новогодний переполох», который показал значимость подобных мероприятий (большое количество желающих принять участие). Но и взрослые, и дети с теплотой и радостью вспоминают тот творческий процесс и энтузиазм, который сопровождал создание новогодних украшений для главной елки города.

Л.П.Булыгина

 

 

"Зимняя фантазия - 2010". Тема конкурса "Планета детства"

 

"Зимняя фантазия - 2011". Тема конкурса "Путешествие в сказку: сказочные герои на олимпиаде"

 

"Зимняя фантазия - 2012". Тема конкурса "Фейерверк шаров"

 

"Зимняя фантазия - 2013". Тема конкурса "Елочная игрушка. XX век"

 

 

В 1967 году по инициативе педагога Косоруковой Нелли Александровны на базе клуба «Юный геолог» и геологического музея были установлены первые станки по обработке минералов. Занятия по камнерезному делу в 60—70-х годах проводил Ваганов Евгений Борисович.

К 1978 году мастерская была оборудована следующим инвентарем: камнерезная пила; полировальный станок; 2 шлифовальных станка. Работами в камнерезной мастерской руководили педагоги клуба «Юный геолог».

Мастерская была учебной лабораторией, в которой юные геологи под руководством преподавателя проводили опыты по полировке и окраске минералов, по выращиванию кристаллов. Изготавливали шлифы (пластинки горной породы, минерала или ископаемого угля) для научно-исследовательских работ.

На VIII Международной ярмарке камня в Москве камнерезные работы Дворца были отмечены дипломом I степени.

В 2008 году оборудование было демонтировано.  

 

И ветра и солнца брат

В главном корпусе Дворца пионеров на первом этаже слева есть две таинственные двери. Когда бы ни прошел мимо них, услышишь странные звуки: визг пилы, шуршание камня, мелодичный напев…

Невольно тянет приоткрыть дверь. Откроем ее и мы. В мягком свете неоновых ламп поблескивают витрины. На каждой из них табличка: минералы Ильмено-Вишневогорского комплекса, Мурзинско-Асбестовской самоцветной полосы, Тараташского комплекса…

А за витринами!

Переливается красивым синим и зеленовато-голубым цветом аквамарин, «играют» розовый топаз и зеленый турмалин, сверкают кристаллы горного хрусталя и колумбита, густым бархатом отливают уваровит и гранат, отсвечивают дымчато-розовым светом зернистые агрегаты гнейса и сланцы, радует глаз мозаика разноцветного гранита, впечатляют свернутые спирали окаменелостей моллюсков и отпечатки первобытных растений…

Смотришь, любуешься – и дух захватывает! Кто собрал сюда многоцветье Урала, каким образом добыл этакую красоту?

Может быть, во второй комнате нам ответят на вопросы?

Оказывается, вторая комната – это камнерезная лаборатория. А все вместе называется клуб «Юный геолог».  Ребята здесь режут, шлифуют, полируют камни.

 Валентина Романенко

Библиография:

1.      Паруса надежды: Челябинский дворец пионеров и школьников им.Н.К.Крупской /Сост.А.К.Белозерцев. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1990 г.

2.      Журнал «Челябинск» №8/2000 с.30

3.      Из архивов музея Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской

Page 34 of 78